Артисты Малого о великом

Корреспонденты «Знамени» побеседовали с народными артистами Людмилой Поляковой и Владимиром Носиком.

«Фестиваль старейших театров России в Калуге» 10 сентября откроет Академический Малый театр, представив «Женитьбу» Гоголя.

Мы слишком привыкли к ней, а ведь это, в сущности, драматургия абсурда, вылитый Беккет! В мае калужанам посчастливилось аплодировать двум другим постановкам прославленной труппы, а вашему корреспонденту еще и побеседовать с по-настоящему народными артистами − Людмилой Поляковой и Владимиром Носиком.

Людмила Полякова известна зрителям, например, по фильмам «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Агония», «Продавец дождя», «Восхождение», «Бумер».

Актрису волнует, что «состояние нашего общества в данный момент сложное, уходят мораль, нравственность. Наш театр взывает к высоким чувствам, он не старается только развлекать зрителя. Мы стараемся обратить его к душе, поиску смысла жизни.

«Женитьба», эта пьеса Гоголя известна всем с детства. Мы стараемся обратить эту комедию к добрым чувствам, скрывающимся внутри каждого человека. Зритель хочет, чтобы с ним говорили серьезно. В финале зал встает, скандирует, не хочет уходить.

О высоком нужно говорить не ходульно, не назидательно, а сердечно. Малый театр в самом центре Москвы − остров нравственности, доброты, любви. Люди выходят из театра, как из храма. В «Женитьбе» традиционные мизансцены, никто не карабкается на потолок. Но зритель понимает и принимает все смыслы.

Современность не в том, чтобы ругаться матом и раздеваться на сцене. Наши спектакли − призыв к людям: «Задумайтесь, ведь мы на Земле лишь один миг». Занятость в театре такая большая, что снимаюсь в кино только в отпуске. И предложений, которые захватывают, уже нет. Вот сыграла недавно бабушку Ивана Грозного в эпопее «Грозный».

О чем сейчас снимают? Одни офисные интриги, полицейские истории, кто с кем спит… Вот и все сюжеты. А дом − это театр. Судьба».

Владимир Носик воплотил образы сугубо положительных персонажей в картинах «Ты и я», «Под крышами Монмартра», «И это все о нем», «О бедном гусаре замолвите слово», «Самая обаятельная и привлекательная».

Он процитировал классика: «Щепкин сказал, что театр − это храм. Или священнодействуй, или убирайся вон». Каждый хороший спектакль − это проповедь. Недаром существует термин «зеркало цены». Это зеркало отражает то, что происходит в мире.

Когда люди выходят из церкви, особенно женщины, у них другой взгляд, они общались с чем-то выше высшим, чистым, хорошим. И после этого они по-другому видят этот мир. На какое-то время. Происходят катарсис, очищение. Величие русской драматической школы заключается в том, что она общается со зрителем.

Зрители становится соучастником тех событий, которые происходят на сцене. Недавно я пересматривал наш спектакль «Дети Ванюшина» и услышал шелест. Думал, конфетку разворачивают. А оказалось, что зрительницы доставали и передавали друг другу одноразовые носовые платочки, чтобы вытереть слезы.

Театр пришел в Россию с Запада, но благодаря особенностям русской культуры он трансформировался. Он ушел внутрь, вглубь от классических эффектов. Для меня Малый театр − очаг русского театра. Там можно сверить ориентиры, учиться. В театре результат твоей работы сразу виден, и на каждом спектакле он разный.

В кино совсем по-другому, ты зависишь от режиссера, оператора, монтажа. Даже самые большие артисты говорили мне, что насчитывают в своей кинокарьере самое большее пять — десять по-настоящему удачных ролей. А в театре каждый раз есть наслаждение игрой, нет ни одного одинакового спектакля. Актер проверяется только на сцене. Русская школа пошла от Щепкина и Мочалова. У Щепкина есть тринадцать заветов, с которыми он обращается к актерам. Константин Сергеевич Станиславский их развил и на их основе создал школу.

Как правило, современные режиссеры-новаторы приходят с куцыми идеями, потому что они используют артиста не по назначению, не как человека, личность, а как марионетку куклу. О чем спектакль, для них неважно, важна форма. А для российского зрителя важно содержание. А еще лучше, когда интересная форма наполнена важным содержанием.

Сейчас в России существует два вида театров − антрепризные и репертуарные, театры дома. В основе первого − деньги, доход, а основа второго – просветительская».

Интересно посмотреть, возьмут ли театры эту планку на фестивале? Приходите!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива Малого театра и Анны ЗОЛОТИНОЙ.