Жизнь, отснятая на плёнку

Евгения Милёнушкина внимательно присмотрелась к актрисе-загадке Елене Сафоновой. Она не так часто выходит на съемочную площадку, в самом начале творческой карьеры ушла из театра, не участвует в телешоу и избегает журналистов. И все же Елена Сафонова по-прежнему на пике популярности.

Елена Сафонова в юности.

Судьба ей сулила сплошную удачу, да и как иначе, если отец – прославленный актер Всеволод Сафонов. Российский зритель, конечно, помнит его по фильмам: «Солдаты», «Белорусский вокзал», «Дело пестрых». Мать Валерия Рублева – кинорежиссер. Можно сказать, что детство девочки протекало на съемочной площадке, порой она даже засыпала среди ящиков с реквизитом. Да и окна квартиры выходили на «Мосфильм», так что Лена день за днем наблюдала все процессы подготовки очередного дубля.

Дома постоянно были гости. Она тогда понятия не имела, что значит «великий», «гениальный». Для нее Евстигнеев был «дядя Женя», Смоктуновский – «дядя Кеша-малоежка», Папанов – «дядя Толя». Но ни отец, ни все его звездные друзья не вмешались в судьбу Елены, которая, поступая во ВГИК, раз за разом проваливалась. Могли бы помочь, да только она этого не хотела. Как в сказке, на третий раз Лена все же стала студенткой заветного вуза.

Елена Сафонова в молодости.

Поначалу, конечно, роли в кино были незначительные, но начиная с картины «Возвращение Баттерфляй» режиссеры стали к ней присматриваться. Настоящая слава обрушилась на Сафонову в 1985 году с выходом на экраны «Зимней вишни», фильм, который зрители стали считать гимном одиноких женщин.

В фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982).
В фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982).

Именно с этих пор в жизнь Елены стал вмешиваться господин Случай. Вроде бы мелочь, но на главную роль Ольги была приглашена Наталья Андрейченко, у которой в это время закрутился роман с оскароносным режиссером Максимилианом Шеллом, и ей было не до того. Тогда было решено попробовать Сафонову. Она сыграла, и сразу удача – была признана лучшей актрисой года. Российские женщины (не мужчины – заметьте!) буквально посходили с ума, даже стрижку стало модно делать «под Сафонову».

В фильме «Зимняя вишня» (1985).
В фильме «Зимняя вишня» (1985).

Началась другая жизнь. Бесчисленные предложения от режиссеров, ее буквально рвут на части такие мэтры, как Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин, Сергей Микаэлян. Всех «растолкал» Никита Михалков, взяв Елену в свою картину «Очи черные», где ее партнером стал прославленный Марчелло Мастроянни. Фильм в России прозвучал как-то не очень, а за рубежом режиссура всполошилась: «Хотим русскую Сафонову!».

Пока зарубежные мэтры к Елене присматривались, Клод Миллер опередил коллег и заманил ее на главную роль в свою картину «Аккомпаниаторша». И снова случай. Ее партнером по фильму был Самюэль Лабарт, который давно был в нее влюблен. Увидел в картине «Очи черные» и не находил себе места. По фильму – любовь. В жизни – продолжение сюжета.

В фильме «Очи черные» (1986).

Это нельзя назвать случайным романчиком. Сафонова совершает вполне обдуманный (и оправданный!) шаг – она уезжает из России вслед за любимым. Чужая страна, иные нравы, из друзей – никого. Но рядом — человек, ради которого она старательно учит французский, устраивается в театр, налаживает связи с кинематографом. На Родине, кстати, ее тоже не хотят отпускать, а потому ей приходится мотаться из одной страны в другую. Ей предстояло сыграть с Сергеем Жигуновым в мелодраме «Принцесса на бобах». В принципе, она в очередной раз продемонстрировала собственную жизнь.

С Сергеем Жигуновым в фильме «Принцесса на бобах» (1997).

В это трудно поверить, но действительно всякий раз она повторяла судьбу своих киногероинь. Первый необдуманный брак с актером Виталием Юшковым, с которым по причине его пристрастия к спиртному пришлось расстаться. А вот второй, уже настоящий роман с бизнесменом Ваче Мартиросяном закончился рождением сына Ивана. Он ее любил и звал с собой в Америку, но и жену бросать не хотел. Теперь Сафонова по жизни – мать-одиночка. Все в точности, как и любовь ее героини Ольги к «женатику» из «Зимней вишни».

Виталий Юшков и Елена Сафонова.
Елена Сафонова с Ваче Мартиросяном.

А что же француз Лабарт? Начало было солнечным: с ним его любимая женщина, усыновил ее сына, а вскоре на свет появился Александр. Но и этот союз оказался непрочным. Супруг категорически был против постоянных отъездов жены на съемки в Россию, он даже ставил жесткое условие: или семья, или развод. Елена выбирает Россию. Но сталкивается с другой проблемой: по законам Франции она не имеет права забрать младшего сына − он должен остаться отцом. Три года судебных тяжб. Елена проиграла.

С Самюэлем Лабартом.

В 1996 году она возвращается в Россию со старшим сыном. Вот вам и сюжет «Принцессы на бобах», где ее не нужно было даже гримировать: на экране это усталая, измученная женщина. Конечно, она уже не та, и все реже мы видим Сафонову в мелодрамах. Но в продолжении «Зимней вишни» зритель рад был встрече с ней. Кстати, в картине небольшая роль шофера досталась и ее французскому экс-супругу. В этом нет трагедии – они друзья, их соединяют мальчики, которые уже мужчины. Иван работает на «Мосфильме», Александр – актер кино, но зарубежного.

Конечно, можно Елену осуждать за нескладно скроенную жизнь. Вначале по молодости поскользнулась, затем пережила роман с мужчиной, не ей принадлежавшим, одна растила сына, потом снова любовная вспышка, мгновения мирной жизни и опять же тяжелый развод, следом в судах борьба за сына и проигрыш. Но она и сейчас любима зрителями, несмотря даже на то, что в советском кино любовница была персоной, заклейменной презрением: ведьма, разлучница!

В фильме «Смерть в объективе» (2020).

Сегодня Сафоновой − 64 года. Вся в работе, только теперь ее персонажи чаще всего эксцентричные дамы, иногда смешные и нелепые. С возрастом она все так же привлекательна, глаза по-прежнему лучисты, да и выглядит всегда потрясающе − и в шикарном платье, и в джинсах. Не зря ее называют русской Коко.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото simpleslim.ru, biographe.ru, kino-teatr.ru, zen.yandex.ru, stuki-druki.com, goodhouse.ru,