Золото Серебряного века

Десятки работ самой высокой пробы прикуют внимание в музее изобразительных искусств.

Даже если вы не записные любители живописи, не пропустите новую выставку в музее изобразительных искусств! Шедевры из частных коллекций показывают утонченность Серебряного века. Их авторы посетили «сей мир в его минуты роковые».

Совместный проект с Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МККААД) – один их подарков к юбилею города. Организация объединяет более пятидесяти галерей, успешных на российском рынке.

Произведения искусства из коллекций участников конфедерации неоднократно экспонировались на выставках в ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее.

Выставка «Шедевры из частных коллекций. Искусство Серебряного века» рельефно обрисовывает уникальную ситуацию, в которой органично сосуществовали художники разных направлений. Товарищество передвижных художественных выставок, Мир искусства, Союз русских художников, «Голубая роза», группировки авангардистов – на поле искусства цвели все цветы.

Никому в голову не приходило делить искусство на актуальное и замшелое, ценили лишь качество. Все экспонаты сопровождены экспликациями, дающими выверенную, развернутую информацию, рисующую не только биографии творцов, но и жизнь страны, Европы, мира. На стыке веков судьбы выделывали непредсказуемые кульбиты – и радостные, и трагичные.

Многие поздние работы мастера проникнуты предчувствием предстоящей гибели, которую Сапунову нагадала цыганка во время его итальянского путешествия.

Он сотрудничал с труппой Театра в Териоках под Петербургом, где задумал организовать грандиозный карнавальный вечер под названием «Веселая ночь на берегу Финского залива». Но подготовка к празднику стала трагедией. Сапунов утонул в Териоках во время прогулки на лодке по Финскому заливу, не изведав переломных моментов, войн и революций.

Валентина Ходасевич (1894 — 1970), племянница поэта, напротив, прошла сквозь них, как нож через масло. Училась в Мюнхене и Париже, работала в мастерской Татлина. В 1918 году принимала участие в агитационном оформлении улиц и площадей Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции.

В 1922-м по приглашению Горького полгода жила под Берлином, создала графический цикл «Ночной Берлин». В 1924 — 1925 годах посетила Лондон, Париж, путешествовала по Италии. В 1928-м гостила у Максима Горького в Сорренто.

В 1930 г. оформила балет Шостаковича «Золотой век» в Ленинградском академическом театре оперы и балета, в 1932 — 1936 гг. мастер была главным художником этого театра. С 1937-го работала в журнале «СССР в строительстве». Великую Отечественную художник провела в эвакуации, после жила в обоих столицах. В 1960-х годах она писала мемуары, опубликованные в 1983 году.

Автор картины «Вечерний поезд» Сергей Милорадович прошел путь от псаломщика московской церкви до членства в Императорском московском археологическом обществе и комиссии по ремонту и реставрации Успенского собора Московского Кремля.

Автор акварели Мстислав Добужинский работал с актером Михаилом Чеховым, оформлял спектакли «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия).

Не только памятник культуры, но и важный документ истории – эскиз ворот для русского павильона на Международной выставке в Венеции 1913 года, выполненный Алексеем Щусевым.

После Октябрьской революции вместе с Жолтовским архитектор руководил проектом «Новая Москва», участвовал в разработке Генерального плана реконструкции столицы. По проектам Щусева была осуществлена постройка деревянного (1924) и каменного (1930) мавзолеев Ленина.

Заслуженный архитектор СССР, лауреат четырех Государственных премий, Щусев оставил колоссальное наследие, он был одним из тех, кто определял облик сверхдержавы.

Графика Михаила Врубеля «Самуил против Саула», «Осень» Николая Сапунова, темпера «Поля. Нескучное» Зинаиды Серебряковой, «Танец» Ильи Репина, «Речной пейзаж с пароходами» Михаила Нестерова, «Берег реки» Николая Крымова, десятки работ самой высокой пробы прикуют ваше внимание, может быть, заставят не раз вернуться не выставку. Эта возможность будет у вас до 19 сентября.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.