Сдаётся квартира с бабушкой

В редакцию обратилась пожилая калужанка. Родственники, по сути, выживают ее из квартиры, грозя сдать свою долю в аренду. Каково это − в 85 лет жить с чужими людьми?..

Грустная история собственной нелегкой жизни завершалась просьбой дать совет: как быть в сложившейся ситуации? Татьяна Андреевна (назовем ее так) в последние годы ухаживала за родной сестрой, лежачей больной. Жили в общей квартире. Когда сестра умерла, ее дети, которые не очень-то жаловали мать во время болезни, решили сдать в аренду доставшуюся им долю в трехкомнатной квартире.

Вторая ее часть принадлежит той самой бабушке, их родной тете. У нее детей и мужа нет, жить ей тоже больше негде. Просьбы к родным разменять жилплощадь, чтобы ей и им досталось по однокомнатной квартире, остались без ответа.

Можно понять бабушку, которая за свою любовь и помощь получила удар с неожиданной стороны. Вместо благодарности племянники поставили тетю перед фактом: либо выезжай, либо живи с квартирантами.

На размен трехкомнатной квартиры родственники не согласились. Надо думать, в перспективе они надеются получить и теткину долю, то есть всю недвижимость, а так пришлось бы пока довольствоваться скромненькой однушкой.

Желание срубить денежку оказалось выше родственных связей и условностей, таких как чувства такта и уважения к старому человеку, которому открыто намекают, что он здесь лишний.

Мы попытались помочь Татьяне Андреевне и навели справки по поводу юридической стороны вопроса. Так вот, по закону совладелица сама может продать свою долю и на вырученные деньги приобрести другое отдельное жилье.

Для этого другим сособственникам надо отправить уведомление о преимущественном праве покупки. «Я, такая-то, продаю свою долю в квартире, принадлежащей мне на основании договора, по адресу …» По истечении месяца, если они не согласятся на покупку, имеется полное право продать долю любому третьему лицу.

Что-то мне подсказывает: предложи бабушка такой вариант своим корыстным родственникам, они оказались бы более сговорчивыми в вопросе аренды.

У бабушки есть и другой вариант. Пускай племянники сдают квартиру, но – по закону. Формально они должны перед этим письменно проинформировать другого собственника и заручиться его согласием. Если он будет против, отказ нужно написать в письменной форме. Далее можно судиться и требовать распределения порядка использования общей собственности и возможности передавать долю в аренду третьим лицам.

В данном случае бабушка может потребовать от детей своей сестры уведомление, написать отказную и ждать их обращения в суд, которое вряд ли последует. А если захотят сдать без этих формальностей и приведут квартиранта, то – заявить в полицию.

Увы, оба этих варианта хороши для других случаев, но не для этого. Вряд ли одинокая старушка найдет в себе силы на противостояние, которое впоследствии может выйти ей боком. Скорее всего, на такое непротивление родственники и надеялись, когда затевали аферу со сдачей квартиры.

Этот случай, к сожалению, далеко не редкий. Похоже, в нашу жизнь прочно вошел пресловутый коммерческий интерес, а порядочность и жалость из нее уходят. Виноваты ли здесь разорванные родственные связи или конфликты из прошлого – я не знаю. Но думается, что дело, скорее, в отсутствии у людей совести и уверенности в своей безнаказанности.

Что дальше? Возможно, когда-нибудь эти ребята станут старыми и получат по заслугам от своих детей и внуков, которые вот так же променяют их на бабки и бабло. Но нам ближе идея юридического возмездия: будем стараться и надеяться, чтобы вариант «сдачи квартиры с бабушкой» у этих людей не прошел.

Елена ГУСЕВА.

Фото megapolisonline.ru, r.penzainform.ru, news.nashbryansk.ru, banki.ru.