Быть калужскому Барбизону!

Что ждет дом, где жил писатель-драматург Николай Соловьев.

На состоявшемся недавно заседании рабочей группы по сохранению исторических памятников (устный журнал «Лад») обсуждался вопрос судьбы дома, где некогда в течение шестнадцати лет (!) жил писатель-драматург Николай Соловьев.

Театралам наверняка знакомы такие пьесы, как «Дикарка», «Светит, да не греет», «Женитьба Бальзаминова», написанные им в соавторстве с великим Александром Островским. В большинстве своих произведений Соловьев описывал жизнь провинциальной Калуги. Его пьесы ставились в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно, в нашем городе. Но вряд ли кто-то из калужан, проходя мимо невзрачного вида двухэтажного дома № 5 по улице Луначарского, знает о его старинных обитателях. А ведь именно там прошли детские и юношеские годы Николая Яковлевича. Поблизости от дома − Николаевская мужская гимназия, в которой, закончив ее, он какое-то время преподавал. Был страстным приверженцем нашего драматического театра, в постановках его нередко принимал участие.

Далее жизнь его бросала по России, побывал и в Питере, и Москве, но всякий раз, столкнувшись с непониманием со стороны жестких оценщиков его творчества, возвращался в Калужскую губернию. Удачей стало его знакомство с писателем Константином Леонтьевым, который свел его с литературным сообществом. Пьесами Соловьева заинтересовались московский Малый театр и лично драматург Александр Островский. Далее был длительный период их совместного творчества, что было делом малодоходным, а потому Николай Яковлевич обосновался с семьей в Юхнове, где и был похоронен.

Исполнилось 175 лет со дня рождения писателя, хорошо, что на Калужской земле немало замечательных краеведов-энтузиастов, которые стеной стоят на защите памяти людей, прославивших наш край. Они были обеспокоены тем, что дом драматурга Соловьева, стал предметом разграбления: выбиты стекла, искорежены рамы, некие предприимчивые люди содрали даже кровлю. Не надо только думать, что дотошные краеведы впустую ворошат историю – ими была проделана колоссальная работа, изучено более 80 архивных дел. Результаты исследований были представлены на городской конференции «Калуга в шести веках».

Теперь документально подтверждено, что дом № 5 является мемориальным строением. По инициативе Калужского отделения ВООПИиК дом Соловьева был внесен в перечень объектов культурного наследия. Опять же краеведы выступили с инициативой издания полного собрания сочинений писателя, включая его переписку с А. Островским и другими деятелями культуры. К работе конференции проявили интерес и специалисты Государственного музея театра имени А. Бахрушина. А вот городские власти, похоже, не очень-то озабочены судьбой дома № 5. Писем во все концы Руси великой было послано немало: от калужских высоких структур до столицы. Всего более двух десятков.

Но вернемся к последнему выпуску журнала «Лад», гостем которого стала праправнучка писателя Ирина Соловьева. С обширным докладом выступила старейший краевед, этнограф Людмила Паутова. Ее мнение: «Мы должны сохранить этот уголок старины Калуги и организовать здесь новый культурный центр с литературным музеем, тематическим кафе, который станет местом притяжения жителей и гостей города».

Ее поддержали члены группы, краеведы и писатели, напомнив о том, что Калуга должна стать вслед за Тарусой русским Барбизоном, где найдут приют писатели, поэты и художники. Областной центр того стоит, ведь в разное время по улицам Калуги бродили Пушкин, Гоголь, Достоевский – всех и не перечесть! Что ж ныне? Старинный дом открыт не для людей искусства – для бомжей.

В работе группы в этот раз принимал участие депутат Государственной думы Геннадий Скляр, который одобрил предложение краеведов и писателей по созданию в доме Соловьева литературного клуба. И добавил, что отличный проект «Комфортная городская среда» успешно реализуется. Вот бы появился проект «Городская духовная среда»! Место расположения дома № 5 очень выгодное: рядом университет, областная библиотека, к тому же это центр города. Что же дремлют инвесторы? Пока за лакомым куском выстраиваются желающие его купить, а потом, подсчитав затраты, передумывают.

Трудно предугадать, какова в перспективе судьба дома. Снести? Восстановить? Или участь его будет столь же плачевна, как многих ему подобных, – его просто подожгут?! Голос краеведов должен быть услышан. А пока идут на эту тему дебаты, его нужно срочно законсервировать.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА и ru.wikipedia.org.