«Здравствуй, милая Калуга»

Никто так ярко и горячо не выражает любовь к своей малой родине, как художники. Но выставка в Калужском музее изобразительных искусств − не только сантименты, она − документ череды эпох. Зоркие глаза авторов подметили самое характерное в облике края, характере его обитателей.

«Калуга: путешествие во времени» − разноплановая экспозиция представила более шестидесяти произведений художников, живших и работавших в нашем городе. От иконы до живописи, от скульптуры до предметов декоративно-прикладного искусства − все о любимом крае.

Владимир Любимов изобразил колоннаду Калужского краеведческого музея. Оказывается, в 50-е годы дворик был прекрасным сквером с зеленой травкой-муравкой, лавочками для отдыхающих граждан. Геннадий Духанов показал Каменный мост, каким он был до открытия троллейбусного движения. Едут «круглолобые» автобусы, бабушки с внуками гуляют, ведь они вышли на пенсию в 55 лет!

Сергей Жуков изобразил Калугу в сентябре 2015 года. С правого берега она приветствует зрителя своими куполами и башенками. Сергей Андрияка с неизъяснимым совершенством показал улицу Достоевского, как он увидел ее в 1987 году. Уют, чистота, аккуратность, ведь был обычай красить дома каждый год, а не только в юбилею города, и дворники мели свои территории с пяти утра.

Анатолий Анфилов написал дом Тимченко, показав в одной панораме удивительное наслоение барочной церкви, хрущевки, ампирного особняка. И этот многослойный пирог − архитектура Калуги. Иосиф Павлишак показал дом на улице Плеханова в семидесятые годы, редчайшее здание деревянного ампира находилось тогда в практически нетронутом виде.

Анатолий Бородин в линогравюре «Торговые ряды в Калуге» увидел контраст черного и белого, тени и солнца. Борис Пугачев в акварели «На Оке. Хмурый день» показал тихое место для прекрасного отдыха, рыбаков, лодочную станцию.

Тамара Таненкова, покинувшая нас в этом году, в панно «Калуга, парк Циолковского» изобразила на шелке могилу учителя и ученого под желтыми листьями. Ведь 17 сентября − день рождения этого прекрасного человека. Садых Иман-оглы Багиров акварелью «Березуйский овраг» признался в любви к этому почти римскому виадуку в центре России.

Знаменитая работа Людмилы Климентовский «Резной деревянный домик» показывает, каким был Дом мастеров в 1965 году. Владимир Арепьев в импрессионистской манере выполнил пейзаж с церковью Космы и Дамиана. Картина написана в 2007 году, но автор воссоздал атмосферу начала XX века, написав некогда стоявшие близ храма деревянные домики, мужика в розвальнях.

Непостижимая сегодня по мере социального оптимизма картина Веры Лавровой «Мечты Циолковского» 1962 года, будто иллюстрация к романам Стругацких. Пристань под синим небом, мраморная колонна с красным знаменем, мосты с небывалыми скоростными автомобилями, утопающие в зелени дома, речка с парусными лодками отдыхающих… А над всем этим царит купол музея космонавтики.

Прелестна миниатюра Леонида Межекова «Площадь Ленина в Калуге» 1956 года. Даже не романтичные, казалось бы, провода над дорогой органичны, как ветви деревьев. Иван Пушкарев написал портрет слесаря Машзавода Новикова в 1960 году. Волевое умное лицо, руки, широкий лоб, строгий костюм − это облик человека-созидателя.

Прозрачная акварель Евгения Киреева показывает строительство универмага «Калуга». Георгий Абрамов выписал постройку хрущевок, комфортабельного, светлого, а главное, совершенно бесплатного жилья для сотен тысяч калужан. Портрет работницы фабрики «Аккорд» Валентины Кадышевой в 50-е годы написал Евгений Китайский. Как жаль, что фабрика ушла в небытие вместе лицами таких утонченных, интеллигентных дам.

Александр Соломатин написал стекольный завод в Калуге в 1962 году. Матерая живопись, тонкая работа на сближенных тонах, уверенный густой мазок. Казалось бы, что красивого в этом грязном от весенней распутицы дворе, промышленных постройках? Но именно там делали бутылки для натурального молока, банки для бабушкиного варенья, баночки для жирной сметаны.

Петр Шляпин написал портрет партизанки Куликовой. Это героиня, грудь которой увешана орденами и медалями, из-под строгих бровей проницательным и лукавым взором смотрит на нас, сегодняшних. Хрестоматийный портрет Циолковского кисти Владимира Любимова на фоне Оки, в знаменитом плаще с львиными бронзовыми застежками − образ смотрящего в небо праведника с натруженными руками.

Барельеф на красном дереве резца Екатерины Никифоровой-Кирпичниковой по строчке Александра Блока «Бегут, бегут испуганные тучи, закат в крови» поражает экспрессией модерна. Валентин Денискин написал палаты Макаровых в 2000 году. Какой будет судьба этого памятника? И словно точку в экспозиции поставил неизвестный художник конца XVIII века в иконе «Чудо праведного Лаврентия Калужского».

К выставке подготовлена просветительская программа: мастер-классы по скетчам акварелью, по работе масляной пастелью, творческие занятия по архитектурному макетированию и тематические экскурсии. На них до 1 сентября вы всей семьей сможете научиться лучше и видеть, и передавать красоту!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.