Евгения Миленушкина разбиралась в спорах о ремейке знаменитой киноленты.
Режиссеры, которые создают ремейки былых, всеми любимых советских фильмов, всегда рискуют стать объектом разгромной критики, ведь любое осовременивание старого сюжета обычно выглядит нелепо. Возможно, это и случилось с 16-серийным драматическим сериалом «Угрюм-река» Юрия Мороза.
Конечно, сейчас мало кто помнит черно-белый вариант Ярополка Лапшина 1968 года, где главную роль роковой женщины Анфисы блестяще сыграла Людмила Чурсина. Однако, судя по рейтингам и резонансу среди зрителей, уже с первых серий стало понятно, что новую ленту о семейной саге купцов-богачей Громовых точно нельзя назвать провальной. И все же мнения критики и зрителей разделились, хотя ясно одно: проект Юрия Мороза стал событием в киномире.

Опять же сегодня трудно отыскать человека, знакомого с одноименным романом Вячеслава Шишкова. Действие в произведении происходит в Сибири в конце XIX века. Сюжет на первый взгляд прост и вполне типичен: в центре − история семьи Громовых. Отец и сын, Петр и Прохор, влюбляются в своенравную красавицу Анфису. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет сына в опасный путь на непроходимую Угрюм-реку. Прохор выжил, возвращается, но уже не тот, он намерен покорить всю Сибирь. Одержимость собственным величием приводит его к краху.

Почему все-таки первыми не специалисты-критики, а именно зрители ринулись в бой, уничтожая работу съемочной группы? Разве это не смешно, когда малосведущие в кинопроцессе люди берутся выносить вердикт? Естественно, им сразу не понравился подбор актеров. Но о них поговорим позже, а пока хочется все-таки отметить целый ряд невидимых зрителю процессов, происходящих на «режиссерской кухне».
Начнем с того, что съемки были масштабны – многие технические новинки были в прошлом столетии недоступны. Съемочная группа постоянно перемещалась, меняя локации: Москва, Подмосковье, Минск, Кинешма. В каждой точке – свои декорации. Труднее всего было на Урале и в Сибири, где работать приходилось в труднодоступных местах, от населенных пунктов на расстоянии до 150 километров.

На реке Исети можно было за один день отработать всего два дубля. Деревянную лодку спускали на воду за 50 метров до порогов, которые затем следовало пройти. Красивейшую панораму этих мест зритель увидел с экрана благодаря съемкам с дрона. А как было показано падение Тунгусского метеорита, который стал как бы символом краха жизни главного героя? Все это – компьютерная графика. Про костюмы и говорить не стоит, их было сшито сотни, многие – вручную. Где-то требовались даже советы шамана. Стоит еще вспомнить самую яркую сцену с застольем в доме Прохора Громова, где реквизиторы буквально потеряли голову, изучая историю купеческих блюд.

А теперь перейдем к «косточкам» главных исполнителей, которые «перемыл» вездесущий зритель. Прохора сыграл Александр Горбатов, известный по ремейку «Тихого Дона», где он воплотил Степана Астахова, а также по главной роли в фильме «Майор Гром». На мой взгляд, он в проекте Мороза сыграл человека, наделенного огромной духовной силой. Но дух этот дикий, необузданный, не образованный ни человеческими, ни Божьими законами. Прохор Горбатова – дитя поколения «красных пиджаков», унаследовавших капитал родителей, но так и не понявших, что их свобода – вовсе не свобода. Зритель же вынес приговор: нет у главного героя внутреннего стержня, да и сил маловато − какой это сибиряк?!

Юлии Пересильд досталось больше всех. Где та роковая женщина, от которой с первого взгляда мужчины сходили с ума? Стоило ли из-за этой сражаться отцу и сыну? Если молодая талантливая актриса пережила злобные (непрофессиональные!) нападки, то мнения Людмилы Чурсиной, сыгравшей Анфису в фильме Лапшина, она ждала с трепетом. А та ее, между тем, похвалила, умно рассудив, что Пересильд – актриса многогранная, но в новом фильме – не ее Анфиса! Кинокритик же Лев Рыжков Юлю буквально изничтожил: «Чурсина такого огня дала, такой пожар страсти раздула, что Пересильд на ее фоне – светлячок на фоне светила».

Ну, а теперь самое время дать слово самому создателю проекта Юрию Морозу. Он не оправдывается, не вступает в дискуссии, он поясняет: его фильм не ремейк, это полная экранизация романа Шишкова. Если у Лапшина это кинорассказ, который уместился в четырех сериях, то Мороз создал кинороман о трех поколениях семьи купцов. И осовременивать он свою картину не собирался, просто у двух работ – два различных посыла: фильм Лапшина сделан с акцентом на классовую борьбу, а сериал Мороза – на любовную линию, это фильм про Россию, про людей, про порой пагубные человеческие страсти.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.
Фото mages.kinorium.com, ruskino.ru, fenixclub.com, seasonno.ru, lifehakersha.ru, factsinter.com,
Комментарии
Больше по теме
Билет в мирную жизнь
Аполлон и Мнемозина
Помощь с управляющими? Это к нам