Ждём туристический бум

Калужская область активно продвигает свои идеи в области туризма. Недавно региональное правительство озвучило амбициозные планы по наращиванию въездного потока отдыхающих.

Чем мы собираемся привлечь и удивить искушенных путешественников со всех уголков страны? О нынешних и будущих проектах рассказала в интервью руководитель Агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна КАЛЕДИНА:

− Лучшие проекты Калужской области представлены на конкурсе National Geographic Traveler «Сокровища России». Какие критерии были взяты за основу при выборе? В чем изюминка каждого из них?

− По задумке организаторов, – а это команда журнала National Geographic Traveler, − конкурс должен помочь не только определить главные достопримечательности и наиболее популярные места регионов России, но и открыть посетителям платформы новые точки на туристической карте страны. Так что специалисты Агентства по развитию туризма, выбирая номинантов на конкурс «Сокровища России», пытались соблюсти баланс между главным и неизвестным и при этом обеспечить продвижение на федеральной туристической площадке самым интересным и уникальным объектам региона.

Таким, например, как озеро Бездон, которое представляет «Природный объект», − уникальный водоем способен конкурировать с пещерами, горами и водопадами других регионов.

В номинации «Туристическая тропа» выбор пал на пешеходный маршрут по Боровску. По условиям конкурса тропа должна быть размечена информационными таблицами, а нам хотелось еще и обеспечить дополнительное продвижение Боровску, ставшему недавно историческим поселением.

В ряде номинаций выбирать не пришлось: наша «Национальная кухня» − это «Калужское тесто», а наш «Речной или морской круиз» − это проект «Лето на Оке». Но мы рады, что даже в таком случае наши объекты представляют собой необычные явления, эксклюзивные даже в масштабах страны.

Всего Калужская область представлена в девяти номинациях, за которые можно проголосовать на сайте до 10 октября.

− Насколько каждый из наших топовых проектов обеспечен инфраструктурой, которая привлекает иногородних туристов?

− Если речь идет о действительно популярных, раскрученных проектах Калужской области, таких как «Этномир», «Парк птиц», усадьба Полотняный Завод, музей мусора «МуМу» и других, то их инфраструктура: дороги, парковки, гостиницы, информация для туристов, находится на очень высоком уровне. Это обеспечивает этим объектам стабильный туристический поток, практически всесезонный. Например, самый большой этнографический парк России ежегодно могут посещать до 2 — 3 млн туристов.

Другое дело, что их не всегда привлекает инфраструктура. Есть уникальные объекты, такие, например, как арт-парк «Никола-Ленивец». Это единственный в России парк ландшафтной архитектуры такого формата и такого масштаба. Там проходят совершенно фантастические мероприятия: фестивали «Архстояние», взрослый и детский, и электронной музыки и современного искусства Signal, Sport Marafon Fest, на которые приезжают люди со всех регионов, несмотря на не очень хорошую дорогу. У нас также есть природные объекты – Чертово городище, Галкино болото, Окский каньон, где решающую роль для путешественника играет их уникальность.

Если говорить о туристской инфраструктуре региона в целом, то у нас уже многое сделано. Имею в виду развитую сеть гостиниц, лидирующую позицию области в сельском туризме, обеспеченность дорог знаками туристской навигации, систему туристско-информационных центров, высокую транспортную доступность.

− Как распределяется интерес въезжающих к нам путешественников по видам туристических продуктов? Что их больше привлекает – экологические тропы или праздники, экскурсии?

− Традиционно в Калужской области популярен культурно-познавательный туризм, в последнее время выходит в ТОП экологический и сельский. И в летний период это основное направление.

В Калужской области есть национальный парк «Угра», количество посетителей его территории в экскурсионных целях (включая визиты в расположенные на ней музеи, вольерные комплексы и информационные центры) ежегодно составляет более 13 500 человек.

На территории государственного природного заповедника «Калужские засеки» также активно развивается экологический туризм. На сегодняшний день здесь действуют две экологические тропы. Ежегодно заповедник посещают более 650 человек. Кроме этого, на территории региона есть множество глэмпингов, кемпингов, более 150 агроусадеб, которые принимают свыше 65 000 туристов ежегодно.

Калужская область также славится своими фестивалями – «Мир гитары», анимационный фест «Бессонница», я уже упоминала «Архстояние», фестиваль крафтовой культуры «Гренадер Фест», многочисленные военно-исторические реконструкции. Все это привлекает тысячи туристов. Такие мероприятия сейчас особенно актуальны, так как проводятся на свежем воздухе на больших территориях при полном соблюдении антиковидных мер.

− Какие из представленных в конкурсе NG-проектов и объектов имеют хорошие перспективы развития?

− Нет смысла подавать на конкурс объекты, не имеющие потенциала развития. Другое дело, что они очень разные: тропы, промыслы, праздники, маршруты, общественные пространства…

Например, в номинации «Речной и морской круиз» нами представлен проект «Лето на Оке». Он был реализован в прошлом году при поддержке агентства и предусматривает организацию экскурсионных прогулок по реке Оке на теплоходе и направлен на приобщение жителей и гостей региона к истории области. В текущем сезоне прогулки осуществят более 18 000 жителей и гостей региона. На будущее инвесторами запланировано расширение сети речных маршрутов.

В номинации «Культурно-исторический объект» от Калужской области представлена усадьба Полотняный Завод. Это уникальный проект, реализованный с помощью механизмов ГЧП. На данный момент это единственное в РФ концессионное соглашение в отношении объекта культурного наследия.

Таким образом, благодаря частным инвестициям построен и запущен отель «ГончаровЪ», работает литературное кафе, реконструируется домовая церковь семьи Гончаровых, появился частный интерактивный музей бумаги. В музее-усадьбе сохранены редчайшие элементы интерьера, предметы быта и мебели пушкинской эпохи. Сейчас начинается строительство еще одной гостиницы на территории музея- усадьбы.

− Одна из задач агентства заключается в привлечении инвесторов. Что за проекты на данный момент готовятся к реализации в нашем регионе? Какие инвестиционные предложения прорабатываются?

− Сейчас у нас на разных этапах реализации находятся 15 проектов. Речь идет о небольших туристических объектах – глэмпингах, сплавах, гостиницах в различных районах Калужской области с объемом инвестиций до 100 миллионов. В этом году мы надеемся запустить проект по созданию глэмпинга в Жуковском районе и очень интересная разработка туристско-рекреационного кластера − в Козельском.

В начале реализации – масштабный инвестиционный проект «Медынская слобода», который предполагает воссоздание архитектурного облика древнерусского города в сочетании с современными подходами к организации отдыха и развлечений. Замысел был инициирован и развивается при поддержке заслуженного артиста РФ Игоря Угольникова.

Еще одним значимым для региона является проект по созданию туристических рекреационных кластеров «Дикий лес», который уже стал победителем конкурса «Мастера гостеприимства», это новый формат президентской платформы «Россия − страна возможностей». Он включает в себя обустройство парка клубного отдыха с созданием туристической инфраструктуры: 25 глэмпингов, спа-комплекс «Бани мира», хаски-парк и конный двор, парк воздухоплавания, прокат электроциклов и оборудованные велодорожки, ресторан, кинотеатр под открытым небом, веревочный парк и скалодром, «Улица мастеров», каскады прудов, ярмарочная площадь.

Надеюсь, эти масштабные идеи будут реализованы в полной мере и мы не разочаруем приезжающих к нам гостей.

Записала Елена ГУСЕВА.

Фото из архива Агентства по развитию туризма Калужской области и roam.ru.