«Страсти» не по Гибсону

Прочесть Евангелие по виртуозным штрихам Грегуара Юре.

Калужский музей изобразительных искусств представил выставку Грегуара Юре (1606 – 1670) «Страсти Христовы». Страдания Богочеловека, предательство учеников, гнусное беснование толпы, крики «распни его, распни», чистые руки Пилата − вечные темы искусства, и не только для христиан.

Все произведения были национализированы и поступили в музей в 1919 году из имения князей Горчаковых в Барятине Калужской губернии.

Грегуар Юре – художник и гравер, теоретик искусства. Он родился в Лионе в семье плотника, как и герой его экспозиции. Юноша учился в своем родном городе у именитого мастера гравюры Карла Одрана. В середине 1630-х Юре навсегда переселился в Париж, а уже через три года был принят в члены Французской академии живописи и скульптуры.

Юре создал около 500 листов в технике резцовой гравюры. Самый известный цикл – «Театр Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Сюита включает 32 совершенные гравюры, созданные по его собственным рисункам.

«Страсти» − физические и духовные страдания, которые испытал Иисус Христос в последние дни земной жизни. Церковь использовала изобразительное искусство, особенно гравюру, для того чтобы донести до неграмотного народа события Евангелия. Не перечесть графиков, живописцев, скульпторов, композиторов, режиссеров, посвятивших и до сих пор посвящающих этому событию свои шедевры.

Первые гравюры на меди называют резцовыми, потому что штрихи прорезались штихелем на меди, техника офорта появилась позже. Способ впервые был описан во Франции в XII веке. Гравюра зародилась в ювелирных мастерских, ведь доспехи и оружие покрывали резьбой с нанесением на них краски.

Штрихи, заполненные чернилами, оставляли на отпечатке четкие линии. Контрастный рисунок гравюр дает светотеневые переходы только за счет плотности расположения и изменения направления штрихов. Глубина проникновения в смысл, экспрессия композиций, психологическая правда портретов, виртуозность техники поражают в равной степени.

До 26 сентября вы сможете прочесть Евангелие по виртуозным штрихам большого мастера.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.