Пепел Побужа

История о «кровавом» Рождестве в деревне Козельского района.

В 2021 году, отмечая 80 лет с начала Великой Отечественной войны, россияне вспоминают героев, чествуют ветеранов, которые смогли дожить до наших дней. И крайне редко − о самой природе войны – тяжелейшего бедствия, которое может случиться с народом.

Как кровавая ржа, она проникла во все уголки огромной страны, разлучая, калеча и убивая детей и родителей, жен и мужей. Даже спустя несколько десятилетий писать о некоторых событиях той поры можно лишь скрепя сердце. В 1941 – 1942 годах не только на фронте, но и в тылу писались самые страшные ее страницы.

В Государственном архиве РФ хранится уникальный документ – акт комиссии о злодеяниях оккупантов в деревеньке Побуж Козельского района Смоленской области. В нем говорится, что мирное поселение было стерто с лица земли 7 января 1942 года. Овеянная мрачной и трагической славой Катынь располагалась на той же Смоленщине.

Но если о массовом истреблении поляков в ней известно всему миру, о трагедии Побужа в последние годы вспоминают редко. Лишь по праздникам к памятнику, который не видно с дороги, приходят те, кто связан с погибшими побужанами кровно, жители соседнего села Чернышино и представители местных властей.

До войны, по разным данным, в крупной по тогдашним меркам деревне было 156 домов, в которых жили семьи Васенковых, Галкиных, Донюшкиных, Обуховых и Голубенковых, Кавочкиных и Шмаковых, Суховых и Паршиковых, Курдюковых и Комаровых.

В мирное время крестьяне работали в колхозах «Маяк», «Пролетарий» и «Красный пахарь». Из-за большого количества детей в деревне открылась школа. Были тут и клуб, и свой медпункт.

В 1942 году почти все мужчины из деревни были на фронте. В тылу остались лишь старики да женщины с малолетними детьми, не меньше трех в каждой семье. Тем временем в начале января отброшенным от Тулы немецким войскам удалось закрепиться на Смоленщине. Но и тут им не давали покоя партизаны.

В деревне Дубно располагался немецкий штаб, куда накануне трагедии поступил донос о расположившихся в нейтральной зоне в соседнем Побуже партизанах. Наутро 45 военных, офицеров и рядовых, выехали на карательную операцию. Выжившие жители вспоминали, что с собой отряд привез бочки, в которых было горючее.

За плечами у карателей были расстрелы в Ровно и Дубно. В последнем они вырезали и расстреляли почти всех жителей деревни. Так что приехавшие в Побуж были опытными палачами. Схема зачистки тоже была привычной: выгнать из домов, часть расстрелять по дороге, дома сжечь, большую часть населения уничтожить на пустыре.

Убийства побужан начались утром, немцы зашли со стороны деревни Ретюни. Пулеметные очереди и поджоги заставили людей бежать, прихватив детей, к полю. Они не знали, что оно находится под прицельным пулеметным огнем. Некоторые прятались в подвалы и гибли там от огня или брошенной карателями гранаты. Выбегавших из дома людей расстреливали у крыльца.

Документ советской комиссии был составлен через месяц после трагедии, 11 февраля 1942 года. И даже в скупой оценке военных описание той расправы над беззащитными людьми шокирует. Кажется немыслимым, что человек способен на такие зверства.

В документах сохранилась история гибели некоторых из побужан, подробности которой ужасают цинизмом и жестокостью. «Семью Курдюковой Н.С. − мать с грудным ребенком на руках, поставили на колени и, молящихся Богу, расстреляли в спину».

«В доме колхозника Комарова укрылось около 30 колхозников. Немцы вывели их из дома, поставили на колени и заставили молиться Богу. После молитвы заставили всех идти на дер. Дубно и бросили гранату… Остальные колхозники обратились в бегство, немцы открыли по убегающим ружейно-пулеметный огонь».

«Семья колхозника Донюшкина – мать и трое детей, укрылась в погребе. Заметив их, немцы забросали гранатами. У гр-ки Обуховой Н.В., убегавшей от немцев, был на руках убит ребенок. Обухова с трупом ребенка продолжала бежать и была тяжело ранена. Ее спасли подоспевшие части Красной армии».

Согнав детей и женщин на пустырь за деревней, немцы расстреляли всех, бросив тела во рву. Замечая, что кто-то шевелится, добивали штыками. Очевидцы вспоминали, что ими закалывали и распинали грудных и малолетних малышей. Без жалости, как скот.

Описание трагедии члены комиссии дополняют исчерпывающим описанием: «Деревня Побуж и прилегающая к ней территория на полтора километра была усеяна трупами женщин, стариков, которых насчитали 110».

По воспоминаниям выживших побужан, пятерым детям удалось выбраться из-под груды тел – Полине и Марии Пузановым, Екатерине Лощевой, Екатерине Силяевой, Евдокии и Нюсе Обуховым. Несколько жителей спаслись, сбежав в соседнюю деревню.

На памятнике, который установлен на месте одной из казней к 9 мая 1967 года, выбиты 109 фамилий. Официально признаны погибшими в тот день 111 человек, неофициально – от 150 до 180. Исторический документ свидетельствует, что советские части нашли на пустыре и около домов тела 51 ребенка, 51 женщины, восемь человек мужского пола.

Ранеными, помимо тех, что успели чудом спастись от карателей, были подобраны один ребенок и 10 женщин. Из полутора сотен домов сожжены дотла 144, перебит весь скот, уничтожены все хозпостройки. От многолюдного и трудолюбивого Побужа, в котором каждый знал всех соседей, не осталось и следа.

Сейчас имена жертв великой, но страшной войны можно найти на памятнике, который обустроили потомки к 22-летию Победы. В 2015 году отдаленное от трасс и человеческого жилья место скорби реконструировали. А в соседнем Чернышине по крупицам собрали историю кровавого Рождества в козельской Катыни. И сейчас редкие посетители могут увидеть тут скульптуру скорбящей матери и список погибших на доске, чей покой охраняют только тихо шумящие на ветру деревья. И когда смотришь в солнечное небо, на ум приходят слова старой песни: «Хоть бы не было войны».

P.S. Когда верстался номер, нам удалось найти одного из родственников казненных в козельской деревушке. Воспоминания о трагедии Побужа из его уст читайте в следующем номере «Знамени» и смотрите репортаж с места событий на нашем Ютуб-канале.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото дома детского творчества г. Козельска.