«Бесы» в Калуге

Вторая выставка проекта «Достоевский: Дневник писателя» проходит в областном центре. К 200-летнему юбилею со дня рождения национального и мирового гения приурочена экспозиция-размышление о его великом «пятикнижии».

Вы увидите лучшие иллюстрации к романам «Бесы» и «Преступление и наказание», например, линогравюру белгородского графика Станислава Косенкова. Гравюра 1830 года мастерской Беггрова изображает Сенную площадь такой, какой ее видел Родион Раскольников.

Роман «Бесы» стал бомбой в общественной жизни империи. Левый лагерь счел его карикатурой на революционную молодежь, которая борется за справедливое устройство общества. Правые увидели в романе и предостережение, и сатиру на так называемую элиту, властей предержащих.

Действительно ли Достоевский изменил идеалам юности, приведшим его на каторгу? Конечно, нет. Он лишь глубже узнал природу человека и понял, что революция не даст плодов без очеловечивания «населения в поселениях», превращения его в граждан. Над этим он и работал всю жизнь.

Белорусский график Юрий Тореев, победитель плакатной акции «Достоевский: черное и белое» 2016 года Международной биеннале графического дизайна STRELKA, представил неординарную работу. Московский художник Николай Шток попытался создать портрет писателя, философа, страстотерпца.

Библиотека Белинского предоставила оригинал апрельского номера 1862 года ежемесячного литературно-политического журнала «Время», который издавали Федор и Михаил Достоевские с 1861-го по 1863 год. Кто держал его в руках? Может быть, сами авторы?

Именно в Калуге развивалось действие романа «Бесы». Да, да, ее палаты и улицы стали декорацией лучшей на сегодня экранизации шедевра. Андрей Руденский, Дмитрий Певцов, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Ирина Скобцева, Вячеслав Тихонов, Армен Джигарханян в фильме Таланкинх достоверно передали безысходность политической и личной ситуации, дьявольской интриги.

Кадр из фильма «Бесы» (1992).
Кадр из фильма «Бесы» (1992).
Кадр из фильма «Бесы» (1992).

Вот Ставрогин и Верховенский приехали в Скотопригоньевск из заграничного вояжа, входят через богатую анфиладу комнат особняка генеральши Ставрогиной − анфиладу дома Золотаревых.

Одна из знаменитейших полифонических сцен-катастроф гения, когда многочисленные объяснения только больше и больше запутывают дело, снималась в бальной зале палат Золотаревых. Голландская печка с изразцами со сценами из Ветхого Завета украсила спальню Ставрогина.

Счастливый Шатов, к которому вернулась беглая жена, ликуя, поет арию Фарлафа из любимейшего сочинения Федора Михайловича, оперы «Руслан и Людмила», под сводами нашего знаменитого Каменного моста.

Если вы до сих пор не видели эту экранизацию, вам можно только позавидовать. В отличие от политически ангажированных поделок произведение Таланкиных проникнуто болью и мыслью Федора Михайловича. То же самое можно сказать о всех экспонатах небольшой, но тщательно подобранной экспозиции.

Придите отдать дань гению до 3 августа в Калужский музей изобразительных искусств. А потом откройте его книги. Ведь те романы – не памятники, а детективы каторжника, знавшего преступный мир не понаслышке.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.