На атомных подлодках – калужские турбины

Калужскому турбинному заводу − 75 лет. Это старейшее предприятие области. Днем его рождения считается июль 1946 года, а местом – инструментальный цех. Пройдет всего четыре года, и состоится выпуск первой продукции – десять турбин собственной конструкции.

История КТЗ ярка и разнообразна, где в определенный период времени громкие достижения сочетались с бедами, характерными для всей страны в девяностые годы. Но старт был взят – достижения «Турбинки» уже были очевидны даже для скептиков, считающих, что в маленькой Калуге не найдется ни средств, ни талантливых умов, ни ловких рабочих рук для выполнения заказов стратегического назначения. Но вот такой феномен: к 1953 году предприятие, на котором уже работало две тысячи человек, выпустило 65 турбин, и начались даже поставки за рубеж.

Отдельной главой в рассказе о заводе должны стать его великие руководители. Герой Социалистического Труда Валерий Пряхин в должности генерального директора проработал с 1976 по 1997 годы. Это при нем предприятие демонстрировало гигантский рывок в перестройке. Новые в СССР направления: бригадный подряд, шефство над селом, комплексные застройки городских микрорайонов с обязательным возведением школ, детских садов, медицинских учреждений – это все «Турбинка».

А еще был построен крупнейший в регионе (да, пожалуй, и в стране) Дворец культуры. Каждому калужанину известно, что все самое новое, грандиозное рождалось именно на КТЗ: первый в городе бассейн, лучшие пионерский лагерь с профилакторием, духовой оркестр, лучшая спортивная команда.

Но наряду с трудовыми свершениями в нашу жизнь вклинилась и драматическая эпоха вхождения в рынок. Это был период, когда десятки предприятий страны оборонного профиля прекратили свое существование. Именно эта година пришлась на долю Юрия Максимова, сменившего на посту В. Пряхина. С этим удивительным человеком, в трудовой книжке которого была всего одна заводская строка, была хорошо знакома, постоянно бывала на предприятии, и он с горечью говорил о снижении объемов производства, проблемах с поставками комплектующих и о том, что заказчики все чаще расплачивались по бартеру. Тем не менее уже в начале 90-х был освоен выпуск новых турбин. Завод устоял, сохранив свой коллектив, конструкторское бюро и уникальное оборудование.

В канун юбилейных торжеств руководство завода пригласило журналистов на встречу с новым генеральным директором — Игорем Кощеевым. Давненько я здесь не была. Первое впечатление было неожиданным – я не узнала территорию, которая своим изысканным дизайном скорее смахивает на городской бульвар. Неужели время стерло все следы былого? Да вот они, эти прекрасные следы, – в огромном цехе, где царствуют машины-гиганты, видим таблички с именами рабочих-наставников. Значит, жив по сей день первый, рожденный в СССР, бригадный подряд!

И все же новинок больше. Безусловно, это иностранное оборудование, но кое в чем могут турбинисты обходиться и без западных закупок. Так, освоена лазерная резка прокладок по технологии, просчитанной заводскими технологами. На базе предприятия работает лаборатория по внедрению интересных предложений.

Сегодня КТЗ по-прежнему является одним из крупнейших в стране производителей оборудования для энергетики, в том числе Военно-морского флота, атомных подводных лодок. В производственной программе – паровые турбины, турбогенераторы, паровые геотермальные турбины и энергоблоки. Энергетику КТЗ можно обнаружить на многих атомных электростанциях страны.

За свою 75-летнюю историю завод обрел богатую техническую базу и знания, благодаря которым спроектировано и выпущено 3 038 высококачественных, а значит, долговечных турбин, они успешно работают в 42 странах мира. Выпускает завод и продукцию специального назначения для нужд оборонно-промышленного комплекса страны.

В 2020 году КТЗ оснастил оборудованием новую уникальную атомную подводную лодку «Князь Владимир». Маневренной и бесшумной ее сделали люди завода, портреты 50 лучших из них со всех подразделений предприятия красуются на огромных стендах аллеи Славы в центре заводской территории.

В честь юбилея грамотами, благодарностями и ценными подарками были награждены 350 сотрудников. Не была забыта и хорошая старая традиция – легкоатлетическая эстафета. Поздравляя заводчан, гендиректор КТЗ Игорь Кощеев выразил уверенность в том, что у завода великое будущее: «Предприятие всегда достойно отвечало на вызовы времени, − сказал он, − уверен, что мы с вами будем преемниками достижений калужских турбинистов!»

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.