Сказочный штрих

Приходите в Калужский областной музей изобразительных искусств на свидание с детством. Вы все, безусловно, видели эти картинки в книгах, любимых с ранних лет, хотя, может быть, и не знали, чьей руке они принадлежат. Гюстав Доре вернет вас в сказку.

«Во время оно» лучшим подарком гимназисту считалась книга с иллюстрациями этого автора. Он нарисовал Вавилонскую башню, Спящую красавицу, дантовы Ад и Рай так, что мы до сих пор видим их его глазами. Выставка «Шедевры Гюстава Доре» впервые в России представила масштабный выставочный проект.

Знаменитый французский график, один из лучших иллюстраторов за всю историю этого благородного искусства, воочию показал «Потерянный рай» Мильтона, «Божественную комедию» Данте, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе, героев басен Лафонтена, сказок Перро.

Те литографские камни не дошли до наших времен, представленные оттиски сняты с них в конце XIX века.

Родился Гюстав в семье строителя мостов, а архитекторы в те времена были незаурядными рисовальщиками. С самого раннего детства мальчик поражал окружающих мастерством рисунка. В 1847 году пятнадцатилетний Гюстав вместе с матерью переезжает в Париж, где отрока определяют в лицей Шарлемань.

Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» с серией рисунков подвигов Геракла, и… его зачисляют сотрудником с гонораром 5 000 франков!

В конце года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», в котором указывалось, что автор этих литографий — пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.

Художник делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Она-то и обессмертила его имя. Доре не получил художественного образования, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры.

В 21 год он создал иллюстрации к Библии. Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за «непревзойденную игру света и тени в его графических работах». Уж, конечно, не только века позапрошлого, ведь его образный мир уникален!

Доре создал десятки тысяч работ, каждая из которых — бриллиант всемирного художественного наследия. Он – поистине визионер, увидевший героев литературных произведений так ясно, как вряд ли их видели даже авторы. Вот крыса и слон Лафонтена. Вечная история − ничтожная зловредная крыса не видит ничего грандиозного в слоне. И только когти кота доказали ей, что крыса «все-таки не слон».

Вечная история стрекозы и муравья показана в виде судьбы двух женщин, одна из которых выбрала «героическое материнство», а другая «приятное свинство». Вот находчивый «Кот в сапогах»: «Спасите, спасите моего хозяина, маркиза Карабаса, воры похитили его одежду!». Как сказано в другом произведении: «Будь у меня такой кот, я, может быть, и не женился бы».

А вот крестная Золушки превращает тыкву в карету. Каждая соринка на полу, каждая сковородка, каждый локон, складка одежда персонажей будто живые, этот мир так подробен, что, кажется, можно шагнуть в него. А вот непревзойденная сцена, когда старенькая бабушка, не услышавшая повеление короля о запрете на прялки, показывает принцессе веретено. Еще один миг, и красавица заснет на 100 лет…

А вот Дон Кихот при дворе герцогини. И невдомек этому чистому человеку, что он для дамы просто шут, а не благородный рыцарь. Встреча с архангелом Рафаилом Адама и Евы, сатана, летящий сквозь хаос, Данте и Вергилий, наблюдающие видение шестого неба и ангельские венки, – подвиг художника.

Это провидение, прорыв из нашего несовершенного подлунного мира в мир идей Платона. А вот Вавилонская башня и беснующиеся люди, наказанные за гордыню смешением языков.

Дала возможность познакомиться калужанам с этими шедеврами московская фирма «Арт-гид». Работы арендованы в частных коллекциях США и Франции. На каждый лист существуют сертификаты подлинности, подтвержденные Министерством культуры России.

Обязательно приходите на выставку с детьми и внуками, любителями сказок, легенд, мифов.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.