Преступление без срока давности

«Вернисаж» одной четырехсотлетней картины.

В прямом смысле слова уникальное, единственное в России творение французского художника Трофима Биго (1597 – 1650) Государственный Эрмитаж представил в Калужском музее изобразительных искусств.

Это был своего рода «вернисаж» картины, которой четыреста лет. Ведь полотно «Ночное нападение» покинуло стены Зимнего дворца впервые после новой атрибуции и реставрации. Работы мастера находятся в лучших музеях мира: Прадо, Национальной галерее античного искусства (Рим), Уффици, Пинакотеке (Ватикан), Британской королевской коллекции.

Представить шедевр из собрания главного музея страны приехала Алиса Мезенцева, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, куратор экспозиции. Она рассказала, что «о художнике Трофиме Биго известно очень мало.

Достоверно известно, что с 1620 по 1634 годы он работал в Риме и писал подобные картины. С 1937 года эта картина находилась в запасниках Эрмитажа. Она была передана из Ленинградской государственной закупочной комиссии, приобретена из собрания Бурмистровой. В 1950-х годах исследователи начали изучение творчества Трофима Биго».

Француз был последователем прославленного Микеланджело Меризи да Караваджо (1571– 1610). Произведение – типичный образец «караваджиевских ноктюрнов» с изображением контрастно освещенных полуфигур, вырисовывающихся из полумрака.

В центральной части композиции эрмитажной картины представлен молодой человек, который становится жертвой двух внезапно напавших на него с ножом преступников. Контрастным светом художник сумел передать трагизм момента, ужас человека за секунду до гибели.

Крупная работа размером 99 на 137 сантиметров «из первого ряда партера» дает нам увидеть отчаяние жертвы, ожесточение занесшего оружие бандита и равнодушие его подельника. Он и держит светильник, озаряющий сцену насилия, подобно огню рампы. Свет будет нужен, чтобы поделить добычу!

Трофим Биго – художник эпохи барокко, современники прозвали его «Трофим фанатик». Драматичные световые эффекты сближают Биго не только с караваджистами, но и с Жоржем де Латуром.

Он известен работами на религиозные темы («Святой Иероним») и необычными сюжетами («Доктор, исследующий мочу больного»). Совершенно экстремальна подача библейского образа в его картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» – точно сцена из фильма Тарантино. Трофим Биго родился в Арле в 1579 году. Он учился живописи в родном городе, около 1600 года для продолжения обучения поехал в Рим, в академию Святого Луки.

Там Биго начал писать картины под сильным влиянием утрехтского караваджиста Герарда ван Хонтхорста. Его прозвали «Герардо ночных сцен» за изображение полуфигур, освещенных пламенем свечи или фонаря.

Предполагают, что свое прозвище «Труфемонди» («Шутник») Биго получил как раз за изображение таких вот сюжетов, полных черного брутального юмора.

Выставка организована в рамках заключенного в 2015 году соглашения о сотрудничестве Калужской области и Государственного Эрмитажа. Проведение ежегодных эрмитажных выставок всегда сопровождается специальной программой «Дни Эрмитажа в Калуге». Обширная образовательная программа включает научно-просветительские мероприятия, тематические экскурсии и творческие занятия. Посетите их до 26 сентября!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.