Куда прикатимся?

Вот он, гордо выпрямившийся за рулем и смотрящий только вперед калужанин, со скоростью 17 — 20 км/ч несущийся по своим делам. Бесшумный, быстрый, не ограниченный какими-то правилами и наказаниями. Удобно? Вне всякого сомнения.

В последнее время мода на СИМ – средства индивидуальной мобильности – вступила в полную силу, заставив законодателей задуматься о том, как регулировать передвижение их владельцев? Ведь современный самокат – это электрический монстр, способный развивать скорость до полусотни километров час, что при передвижении по тротуару создает угрозу жизни остальным пешеходам.

Согласно действующим Правилам дорожного движения владелец самоката – это пешеход. И главная правовая коллизия заключается в том, расценивать ли этот вид СИМ как транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями либо нет.

Заглянем в ПДД, которые дают законодательное определение термину «транспортное средство»: «Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». То есть буквально СИМ – электросамокат – ТС не считается. В инструкции к одному из таких устройств мы прочитали: «Предназначено для катания в парке», то есть если человек едет по тротуару или дороге, то ТС электросамокат считаться не будет.

Стоит ли обращать внимание на проблему, если, судя по данным полиции, в Калуге таких происшествий не регистрировалось? Во-первых, по результатам проведенного нами опроса о том, что владельцы СИМов сбивают пешеходов, заявили почти 30% респондентов. То есть люди видели тротуарные аварии с участием электросамокатов. А более 54% опрошенных высказались за ограничение скорости передвижения. Мнение большинства таково: лучше бы тротуар оставить для «бесколесных» пешеходов.

И тут возникает еще одна сторона проблемы: что делать с электросамокатами на трассе? Мне кажется, пускать туда их тоже не стоит. Если гораздо более весомые мопеды и мотоциклы из-за своей уязвимости и частых ДТП получили прозвище «хрустики», то чего ждать от СИМ? Статистику об авариях с ними привести также не удастся, т.к. происшествия с самокатчиками попадают в раздел «пешеходных».

Во-вторых, зачастую даже сбитые самокатами или велосипедами калужане в полицию не идут. Почему? Либо из-за того, что травмы не слишком серьезные, либо не верят в успех предприятия. И мы попросили юристов дать ответ, что делать, если тебя сбили на тротуаре?

Для примера взяли инцидент, свидетелем которого стал автор материала. Молодой человек на электросамокате сбил бабушку, завалил старушку на тротуар и унесся дальше, даже не заметив, что случилось. К счастью, пожилая женщина серьезно не пострадала.

Наш вопрос таков: если человек на самокате, который двигался со скоростью 30 км/ч, сбил другого пешехода и последний получил ушибы, то как наказать обидчика? Стоит ли обращаться в полицию, ведь догнать и уличить пешехода на СИМ не получится? Можно ли хотя бы штрафовать за высокую скорость на тротуаре?

По словам правозащитников, вариантов несколько. Так, одни советуют обратиться в полицию: «Опишите максимально подробно обидчика, запомните марку прокатной фирмы, в чем был одет, подайте заявление в полицию, по которому будет проведена проверка и, скорее всего, установлена его личность. Затем с исковым заявлением обращайтесь в суд о взыскании с этого лица материального и морального вреда (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ), а также судебных расходов (ст. 88 Гражданско-процессуального кодекса РФ»).

Другие говорят, что обращаться в полицию бессмысленно по причине непризнания самоката транспортным средством, но если есть претензии в связи с причинением вреда здоровью или имуществу пострадавшего, то идти нужно только в суд. В общем, «бабушка надвое сказала».

Что могут сделать региональные власти? К примеру, последовать опыту Санкт-Петербурга, где движение СИМов ограничили 15 километрами в час. В Белгороде сервис поминутного проката электросамокатов Urent лимитировал их скорость до 15 км/ч в двух так называемых городских «медленных зонах» – парках Победы и Ленина. Быстрота передвижения самокатов компании по всему Белгороду будет ограничена до 20 км/ч. Хороший пример для калужского сервиса, недавно запущенного в областном центре.

Столичный департамент транспорта заявил, что скорость передвижения электрических самокатов в Москве не должна превышать 25 км/час. СИМы, которые можно арендовать, будут принудительно ограничены по скорости – максимум 15 км/час. Аргумент, приведенный властями, разумен: более высокая скорость может навредить как окружающим, так и самому владельцу СИМа, ведь зачастую самокатчики пренебрегают защитными средствами. И, наконец, ездить по тротуарам столицы смогут электросамокаты с массой менее 35 кг.

Очевидно, что стремительно развивающаяся Калуга не может оказаться в стороне. Довод, что не так уж много у нас электросамокатов на улице, чтобы бить тревогу, не прокатывает: просчитать ситуацию наперед не так уж трудно. Не стоит ждать большого количества транспорта и, соответственно, большего числа пострадавших, чтобы принять решение по безопасности калужан.

Разумеется, спасла бы ситуацию элементарная вежливость более быстрых пешеходов к медленным. Но, как показывает «дорожная война» на российских трассах, уносящая в год тысячи жизней, до такого уровня отношений нам расти и расти. Отказаться от использования СИМов также не получится: тяга к комфорту пересилит все доводы. А ведь все так просто: не разгоняться на оживленной улице, прикрепить к самокату звонок, чтобы предупреждать пешехода при обгоне.

Пока что, чтобы защититься от СИМов, у калужан есть один выход. Его применила на практике одна моя подруга. Хрупкую девушку сбил на тротуаре самокатчик, а через год она купила и с успехом освоила свой собственный «не транспорт».

Увы, но поверженной оземь на моих глазах старушке такой метод не годится. И защитить ее от «ниндзя» на тротуарах, поставив за руль электросамоката, не получится. Так что мы можем посоветовать ей только пройти обучение в школе профилактики падений пожилых людей, которую недавно открыл Калужский минздрав. Медики обещают, что 24 июня в Калуге, на Салтыкова-Щедрина, 74, корп. 3, эксперты расскажут о комплексе мероприятий, которые помогут избежать тяжелых ушибов и прочих последствий от падения. Занятие назначено на девять утра.

Честно говоря, после очередной прогулки по калужским тротуарам летним вечером я бы сама на это мероприятие сходила.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и jilong-kugoo.com.