Любовь — как ретро

Прима Белорусского музыкального театра Наталия Гайда о роли и жизни.

Даосская мудрость гласит, что даже с потрепанными крылышками бабочка остается бабочкой, пока может летать. В лирической комедии Белорусского государственного академического музыкального театра «Свадьба в стиле ретро» герои молоды, пока жаждут любить и быть любимыми.

Пьеса Александра Галина «Ретро» была очень популярна в театрах СССР в 1980-е годы и сошла со сцены вместе со страной. Сегодня она опять вернулась на подмостки. Белорусы обнажили ее главный нерв, болевую точку современного мира.

Режиссер, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, в кажущейся простоте постановки передал трагедию одиночества. Его герои – как три незабвенные пани Конти из мхатовского спектакля «Соло для часов с боем». Они хотят любить, танцевать, пить шампанское, пока живы!

Семидесятидвухлетнему отцу (Сергей Килессо) дети (заслуженные артисты Республики Беларусь Маргарита Александрович и Антон Заянчковский) подыскивают спутницу жизни. И три невесты-пенсионерки (народная артистка БССР Наталия Гайда, заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Станевич и Ирина Заянчковская) явились на смотрины одновременно!

Мы побеседовали с примой о роли и жизни. О дамах этого не пишут, но белорусская газета два года назад поздравила певицу с восьмидесятилетием!

– Наталия Викторовна, сейчас ставится много пьес про отношение детей к постаревшим родителям. Например, на предстоящий в сентябре Фестиваль старейших театров России в Калуге снова заявлена «Земля Эльзы», только что калужский зритель рыдал на постановке «Дальше – тишина» Малого театра…

– Наш спектакль – не о проблеме отцов и детей. Он лирический, поставлен на музыку Александра Журбина. Композитор сказал: «Берите из моих произведений все, что хотите, все, что подойдет к спектаклю». В нашей постановке главная проблема – одиночество. Эта тема актуальна для всех людей, не только для стариков, но и для молодежи, для среднего поколения.

Эта проблема стала острой еще с Великой Отечественной войны, когда мужчины погибли, осталось два поколения одиноких женщин. После войны, в трудных материальных условиях, рождалось больше девочек, чем мальчиков, в том поколении тоже много женщин, не нашедших свою половину.

И сейчас – тоже. Сужу по нашему театру, приходит на работу молодой артист из консерватории – он уже женат! Если в студенческие годы не сумел найти половинку – потом это сделать трудно! Посмотрите, сколько успешных женщин, но они одиноки. Статистика показала, что сейчас женятся больше 70-летние, чем молодые.

– И практически все первые браки распадаются в течение пяти лет, а старики лучше знают, что именно им нужно. Свадьбы в домах престарелых – не редкость. Я знаю талантливого калужского писателя, орденоносца, ветерана войны, который именно там женился на поэтессе!

– Люди сходятся, чтобы быть вместе, чтобы помогать друг другу. Моя героиня – бывшая артистка эстрады, певица. Она всю жизнь одна. Когда у нее спрашивают, какой ей нужен муж, у нее вырывается крик души: «Любой! Все равно какой»! В спектакле есть трагедия и юмор – как в жизни.

– Да, в любой, даже самой удавшейся. Как вы сумели сохранить детское выражение глаз?

– Профессия помогает – хочется работать, быть на высоте. Слезы надо оставлять дома, а к людям идти с улыбкой. А главное – желание жить.

– Отпрыски связали свою жизнь с искусством?

– Нет, ни дочь, ни оба внука. Может, правнучка запоет!

… А потом зал, на четыре пятых заполненный женщинами, смеялся и плакал. Над простодушными хитростями героинь, задушевной колыбельной героя «милым старушкам», над своими судьбами. А потом, под овацию, стоя, бросали на сцену букеты через оркестровую яму.

В дни масштабных гастролей театр показал разные лики любви: неземную, ревнивую, тщеславную и «любовь как тихий вечер». «Помедли, помедли, вечерний свет! Продлись, продлись, очарованье!» Это можно было сказать и о последней любви героев, и об искусстве Белорусского театра.

Вот бы они приезжали к нам два раза в год и непременно балетные спектакли тоже привозили. Браво, Минск!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива театра.