Дом Кричевского: точку в его истории поставила война.

На старых фото – одно из утраченных в годы Великой Отечественной войны зданий, которое калужская история сохранила под именем дома Кричевского.

Дом Кричевского. 1920 – 1930.

На самом деле с особняком, преемник которого располагается на улице Суворова, 139, все не так просто. Он не исчез целиком, его фундамент использовался для возведения сразу после войны здания Калужского УМВД. Некоторые источники указывают, что такая идея принадлежала Анатолию Иванову, курскому архитектору, создателю ряда административных зданий в РФ в то время. При постройке были использованы и остатки находившихся рядом Фалеевских казарм, также поврежденные в годы войны.

У Генриетты Морозовой читаем: «На углу улиц Ленина и Суворова находится административное здание, восстановленное в 1951 году из развалин. До войны и еще раньше — до революции – здесь были так называемые Московские/или Фалеевские – по имени владельца дома/казармы. В 1918 году здесь стоял 1-й Калужский Революционный полк. С 1922 года Первомайские казармы – так стали называться Московские казармы – занял 241-й Калужский стрелковый полк 81-й территориальной стрелковой дивизии».

Но вернемся к дому известного калужского врача Владимира Егоровича Кричевского на стыке Московской и Космодемьяновской, в котором тот прожил тридцать с лишним лет, с 1852 года. Доктор, недавний выпускник Московского императорского университета, перебрался сюда по весьма материальным причинам: один из девяти детей в семье, рано потерявший отца, он был небогатым человеком. По причине безденежья сменил факультет с математического на медицинский, где студентов обеспечивали всем возможным, включая одежду и учебники. Как оказалось, так нашел призвание.

Владимир Егорович Кричевский.

В Калугу, пообещав должность старшего врача, его пригласила Хлюстинская больница. И он прослужил в ней до 1869 года, до назначения на должность врачебного инспектора Калужского губернского правления. Брат Кричевского, Василий Егорович, отдал ему каменный дом, отчего о жилье можно было не беспокоиться. Пошла в гору и карьера. Именно в провинциальном городке, где на тот момент проживало не более пятидесяти тысяч человек, он смог проявить себя и как общественный деятель, в 1862 году организовав первое общество калужских врачей и возглавляя его на протяжении четверти века.

Доктор Кричевский получил чин действительного статского советника, большую практику, обзавелся семьей, выбрав в жены художницу Элеонору Федоровну Беккер. К слову, в фонде Калужского объединенного музея-заповедника хранится одна из ее акварелей. Здесь родилась его дочь и наследница Софья Владимировна, которая позаботилась о стареющем и больном отце, увезя его в Перцево, в свой дом.

Одним из самых известных эпизодов в жизни Кричевского стало его назначение на должность личного врача имама Шамиля. Произошло это в 1859 году, когда духовного лидера отправили на поселение в Калугу после кавказского пленения. Врач не только лечил всю семью Шамиля, но благодаря недюжинному уму стал его личным советником.

Еще один любопытный эпизод: в 1869 году Кричевский примерил на себя роль политика. Доктора избрали депутатом от дворянства Жиздринского уезда, в котором они с женой владели небольшим имением с землей и где жили 197 крестьян. Не стало Кричевского в феврале 1901 года. Краеведы предполагают, что он был похоронен на Крестовском кладбище в Калуге, но место точно неизвестно.

После революции имущество семьи, как и многих других дворян, было конфисковано. Но дом с садом продолжал использоваться новыми властями, пока точку в его истории не поставила великая и страшная война.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, сайтов goskatalog.ru и cbs-kaluga.ru.