Вальс и менуэт Белорусского театра

Театральная труппа из Минска подарила калужанам настоящее искусство.

Белорусский государственный академический музыкальный театр уже не первый раз гастролирует в Калуге, и его поклонники ждали новых спектаклей. Оперетта «Король вальса» на музыку Иоганна Штрауса-младшего превзошла их самые смелые ожидания.

Художественный руководитель музыкального театра Адам Мурзич сказал, что Штраус – «это тонизирующий материал для всех голосов, здесь надо петь как следует». А еще нужно исполнять мелизмы и трели, вальсируя, не сбиваясь с дыхания, ярко играть, убедительно горевать, смешно шутить. Каждая роль совмещает и лирические, и острохарактерные краски.

В спектакле заняты восемь солистов, пятнадцать артистов ансамбля, больше двадцати танцовщиков, весь оркестр. У коллектива – мощная база, Белорусский государственный академический музыкальный театр создан полвека назад, ныне его великолепное здание высится в самом центре Минска.

На либретто Алены Богдановой (Россия) режиссер, заслуженная артистка Республики Беларусь Зинаида Вержбицкая, дирижер Николай Макаревич, балетмейстер Елена Дмитриева-Лавринович создали романтическую сказку.

Изящную балетную увертюру к феерии танцевали артисты, одетые в цвета белорусского государственного флага. Спектакль был праздником для ушей и для глаз: бархат и шелк, стразы и лаковые туфли, золотые кубки и уходящие ввысь колонны. Художник-постановщик Илья Подкопаев, художник по костюмам Виктория Тя-Сен показали венский шик, мастерски освещенный Сергеем Озераном.

Главные роли исполнили Артем Хомиченок (Густав Штайн), заслуженная артистка Республики Беларусь Маргарита Александрович (Эльза Вирт), Наталья Дементьева (Эдит Флавон), Анзор Алимирзоев (Людвиг), Виктория Жбанкова-Стриганкова (Фредерика), заслуженный артист Республики Беларусь Антон Заянчковский (Карл Вестфальский), Денис Немцов (Иогансон). Примы осветили сцену магнетической красотой, Фредерика изобразила обаятельную даму подшофе, вызвавшую сочувственный смех. В спектакле не было проходных ролей, каждый артист нашел в образе свою изюминку. Чуть больше дюжины вокалистов звучали как большой хор, точно и полнозвучно.

Остроумно обыграли невеселую тему пандемии: герои планировали провести свадебное путешествие в Италии. «Вы с ума сошли, там столько инфекции!» Другой персонаж недавно совершил путешествие по Китаю, чем вызвал панику у собеседника. Эти реплики нашли отклик в зале, как и характеристика «работодателя». «Антрепренер всегда прав, и у него все права: хочу – заплачу, хочу – не заплачу».

Поразил костюм китайской примадонны, в котором явилась Эльза Вирт, алый Феникс в волосах придал ей вид райской птицы. Когда она неожиданно приняла свой обычный образ, мгновенно скинув экзотический антураж, смеялся весь зал, а также дирижер и оркестр.

На финальных поклонах артистов под «Марш Радецкого» Штрауса-старшего калужане почувствовали себя в венской Музикферайн, стоя отбивали ладонями ритм. Дирижера и оркестрантов зал приветствовал, как фанаты игроков на футбольном матче.

Дирижер Николай Макаревич рассказал нам, что «такой оперетты нет у Штрауса. Это компиляция Адольфа Мюллера 1899 года, в Австрии спектакль шел под названием «Венская кровь». Здесь есть простор формы для постановщиков, дирижеры стремились привнести сюда самые хитовые мелодии Штрауса, вы услышали, например, дуэт на музыку вальса «На прекрасном голубом Дунае». В Минске эта оперетта никогда не шла, я познакомился с ней на гастролях в Казахстане и предложил поставить у нас».

…Прав Густав Штайн, альтер эго Штрауса, вальс – дар богов!

Острополитический мюзикл Владимира Кондрусевича по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды» ослепил зал Калужской драмы сиянием жемчугов и бриллиантов британской короны, высокохудожественными ансамблями костюмов и, конечно, голосов.

Режиссер Борис Второв, дирижер Юрий Галяс, народный художник Беларуси, лауреат Государственных премий Борис Герлован, балетмейстер, народный артист Беларуси Виктор Саркисян вели действие одновременно тремя тропками.

Сражались объятые страстями герои, балет шутов насмехался над их потугами, а Томпсон, астролог королевы (Денис Немцов) вел счет: «Зло – это добро, пришедшее к власти». Спектакль был поставлен в театре в 1994 году, калужане увидели вторую редакцию, восстановленную дирижером Николаем Макаревичем.

Лихо закрученная интрига нарисовала придворные нравы любого века, ей помогли зонги на стихи барда Алексея Шитько. Англия воюет за испанский престол, но «элиту» больше волнует любовный фронт. Публика гадала, кто завладеет сердцем молодого гвардейского прапорщика Артура Мешема: властная герцогиня Мальборо (заслуженная артистка Республики Беларусь Маргарита Александрович) или добрая королева Анна (Наталья Дементьева).

Сам Артур любит юную целеустремленную Абигайль. Судьбу влюбленных берется устроить лорд Болингброк, бывший министр и заклятый враг казнокрадки герцогини, превратив ее дальнюю родственницу в свою шпионку при дворе.

Лорд Болингброк (заслуженный артист Республики Беларусь Антон Заянчковский) как искусный кукольник плетет интригу, и голос его, основа ярких дуэтов и диалогов, подобен партии бассо континуо в барочной музыке.

Абигайль (Леся Лют) получила от зрителей ландыши, свежие, как юность героини. Роскошные актеры ведут действо с наслаждением и мастерством. В реальности красавчик капитан Мешем (Виктор Циркунович) потерялся бы в трех соснах этого любовного квадрата.

В антракте два дирижера, главный дирижер театра Юрий Галяс и Николай Макаревич, раскрыли нам тайну рождения чуда.

– Это один из нескольких ваших спектаклей, музыку к которым написал белорусский композитор Владимир Кондрусевич. Как вы, театр, ставите перед ним задачу?

– Это совместная работа режиссера и композитора, даже нельзя сказать, кому первому пришла идея. Тандем писал для народной артистки БССР Натальи Гайды, – сказал Николай Макаревич.

– На музыку Кондрусевича, кроме трех вокальных спектаклей, в нашем театре был поставлен балет «Мефисто», – добавил Юрий Галяс.

– Почему не привезли балет, наша сцена не подходит? В Калуге всегда «лом» на балет!

– Хороший вопрос, в следующий раз! – пообещал Николай Макаревич.

– Мы рады приезду к вам, первая большая гастроль с начала карантина. Был еще выезд на один концерт в Москву. А культура очень важна, – выразил мнение главный дирижер.

– Это вы так считаете. У нас культура идет после спорта.

– Я хочу поблагодарить за культуру прекрасного, отзывчивого, искреннего калужского зрителя. Вчера после спектакля калужская девушка Ульяна подарила мне мой портрет, рисунок, который она сделала на концерте. Спасибо ей! – Николай Макаревич извлек его из папки с партитурой.

…Спасибо, чистый, зеленый, цветущий Минск, за чудо настоящего искусства!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива театра.