ЕГЭ отменят. Что дальше?

Министр просвещения РФ сделал громкое заявление на полях  Петербургского международного экономического форума.

Сергей Кравцов сообщил о планах заменить единый государственный экзамен, уточнив, что министерство готово обсудить альтернативные варианты проверки знаний выпускников средних учебных заведений.

«Если кто-то предложит другой механизм оценки знаний школьников, объективный, самое главное, независимый, то мы его, конечно, с удовольствием будем рассматривать и обсуждать», – цитирует ТАСС заявление министра.

Однако у самого министерства сегодня нет пока разработанного реального механизма проведения выпускного экзамена в школах. Это добавление к громкому заявлению говорит о том, что в Минпросе сегодня заняли выжидательную позицию, наблюдая, как разворачивается дискуссия вокруг ненавидимого многими ЕГЭ.

Впервые эксперимент провели в 2001 году в Республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия и школах Самарской и Ростовской областей. В 2005-м ЕГЭ сдавали уже в половине регионов России, а полностью единый госэкзамен накрыл страну в 2008-м. Начиная со следующего, 2009 года вузы России стали проводить вступительные экзамены по результатам ЕГЭ. Исключение составляли учебные заведения, связанные с гостайной, и творческие вузы.

Недовольство ЕГЭ звучит едва ли не с момента его введения в России. Роптали и продолжают высказывать возмущение не только понимающие глубинную проблему учителя школ, но и педагоги вузов. Уровень абитуриентов из года в год падал с катастрофической скоростью. Кроме того, как оказалось, обмануть ЕГЭ не так уж и сложно. В ход пошел и так называемый «ЕГЭ-туризм», когда выпускники отправлялись сдавать госэкзамен в регион, где заранее была договоренность о помощи в сдаче, это и волной прокатившиеся в первые годы введения ЕГЭ «сливы» в интернет ответов, и многочисленные пробелы в организации самого экзамена.

Однако главное, о чем бьют тревогу думающие о будущем страны люди, – вместо получения знаний, обучения школьников думать в школах происходит банальное натаскивание на умение ставить галочку напротив нужного ответа. За двадцать лет эксперимента мы получили уже целое поколение «егэистов», свято считающих, что Сталин арестовал Суворова, а Наполеон – это торт.

Перелом в понимании ущербности и неприемлемости ЕГЭ в России наступил в нынешнем году, когда к армии педагогов присоединилась «тяжелая артиллерия» в лице депутатов Государственной думы. В середине мая вице-спикер Госдумы, член высшего совета партии «Единая Россия» Петр Толстой категорично назвал «единый государственный экзамен «калькой с западных стандартов» и «насилием над детьми и самой идеей образования».

Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов поддержал коллегу по нижней палате парламента и высказал предположение, что «к следующему лету кошмара ЕГЭ уже не будет в нашей жизни».

С критикой на ЕГЭ обрушились и многие другие депутаты Госдумы. Приводятся результаты многочисленных опросов населения, в которых количество противников ЕГЭ колеблется в пределах 70 — 76%, то есть подавляющее большинство жителей России.

Так что же мешает профильному министерству отменить единый государственный экзамен в школах России? На наш взгляд, наиболее точно на этот вопрос ответил экс-сенатор РФ, председатель Ассоциации юристов Калужской области Алексей Александров. В эксклюзивном интервью газете «Знамя» он, будучи к тому же заведующим кафедрой Петербургского госуниверситета, профессором и доктором юридических наук, задал встречный вопрос: «А чем заменим ЕГЭ?»

– Я думаю, сейчас не надо торопиться и придумывать какую-то псевдоальтернативу, какую-нибудь квази-ЕГЭ, эрзац. Давайте подумаем еще раз о выпускном экзамене в школе и вступительном в вуз, – заявил Алексей Александров. – Я считаю, что мы напрасно отказались от многого из нашего прошлого. Сейчас нужно проанализировать все, что у нас было с выпускными экзаменами в школе и со вступительными в вузы. Новые программы: ЕГЭ, Болонская система письменных вместо устных экзаменов в вузы – я не считаю, что это правильно. У нас было прекрасное дореволюционное образование, прекрасное советское образование, которое, кстати, взяло все лучшее из того, дореволюционного.

Логика в словах профессора, безусловно, есть, как есть и опасность, что сейчас, на волне критики ЕГЭ, а еще того хуже, в угоду неким политическим мотивам, в России отменят резко ЕГЭ и введут некий «квази-ЕГЭ», о котором говорит Александров. Торопиться не надо и, прежде чем ломать что-то, пусть ужасное, не работающее, как нужно, необходимо выстроить что-то новое. Альтернативу, о которой заявил министр просвещения РФ.

Самое грустное во всей этой истории с единым государственным экзаменом, по моему мнению, то, что мы в России двадцать лет с легкой руки тогдашнего министра образования Владимира Филиппова проводим глобальный эксперимент над всеми школьниками страны.

Сколько их уже прошло через этот самый ЕГЭ за два десятка лет? Сколько новых Ломоносовых и Курчатовых мы потеряли в гонке за правильно поставленной галочкой напротив предлагаемых ответов? Кто подсчитает?

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото storage.myseldon.com, avatars.mds.yandex.net, smolnarod.ru, 4s-info.ru, proforientator.ru.