Две войны Григория Чухрая

Режиссер не мог себе позволить заниматься самоповторами.

Рейтинги кинозвезд обычно называют в соответствии с объемом фильмографии. У режиссеров все наоборот – можно снять всего несколько картин, но получить за них немыслимое число наград, а главное – навечно остаться в памяти зрителей. К таким мастерам кино относится Григорий Чухрай – рядом с этим именем стоит его легендарная «Баллада о солдате».

Кадр из фильма «Баллада о солдате» (1959).

Для него война началась в юности, почти после школы. Он даже не успел натанцеваться под «Рио-Риту», не научился и под градом пуль прижиматься к безопасной земле. Теперь его жизнь – это бесконечные взрывы, кровь, атаки, гибель таких же, как он, мальчишек. Четыре ранения, осколок в легком. Прошел этот ад он до самой Венгрии.

В разрушенном Сталинграде в одном из домов нашел книжку по теории кино. Прочитал от корки до корки и решил, что будет снимать картины. Но свои, им прочувствованные, с ориентацией не на чиновников от Госкино, а на зрителей. Война позади, впереди учеба во ВГИКе, и снова отважный Гриша Чухрай – на передовой. Первой атакой была его защита любимого педагога, которого увольняли по указке свыше за космополитизм.

Ярая кампания советской власти, развернутая в основном против инакомыслящей интеллигенции, якобы зараженной прозападными идеями, в свою мясорубку засосала Сергея Юткевича, талантливого режиссера, лауреата двух Сталинских и двух Государственных премий, который, кстати, подарил миру самую яркую кинолениниану.

Скорее всего, не только война, но и правдолюб Юткевич – настоящие учителя Чухрая, для которого кино не было только ремеслом и средством заработка, а демонстрацией своей ясной и твердой позиции. А она-то как раз и не совпадала с флюгерной вышестоящего руководства. Первые серьезные шишки он набил при работе над картиной «Сорок первый». Повесть Бориса Лавренева он буквально проглотил залпом.

Кадр из фильма «Сорок первый» (1956).

Впервые в советском кинематографе в центре сюжета – белогвардеец, человек красивый, страстный, любящий Россию. Чухрай сражался буквально за каждый кадр, несмотря на то что автор сценария строчил на него доносы. Неожиданно картина понравилась Никите Хрущеву, фильм был признан шедевром и стал триумфатором на Каннском фестивале. Следом была «Баллада о солдате». Вроде бы здесь не предвиделось никаких подводных камней. Рассказ о простом солдате, о войне, которую Чухрай познал досконально, а работать с фронтовиком-сценаристом Валентином Ежовым было легко. Но Госкино сразу насторожилось: так военную тему в советском кинематографе еще не раскрывали.

С самого начала возникли трудности с поиском актеров на главные роли. Чухрай искал собирательный образ «из народа». Вначале он хотел снова снимать Олега Стриженова, но для юного Алеши Скворцова он был староват. Пошел на риск и пригласил первокурсника ВГИКа Владимира Ивашова, а героиню сыграла тоже никому не известная юная Жанна Прохоренко, которой позволил даже не стричь свои дивные косы.

Кадр из фильма «Сорок первый» (1956).

А дальше на режиссера ополчились критики и эксперты. Им не понравилось, что в военном фильме как таковой войны не было. Раздражали и отдельные исторические неточности, на которые Чухрай пошел сознательно. Например, Алеша едет в отпуск, а в начале войны их не давали, погоны солдатам тоже были не положены.

Григорию же хотелось, чтобы зарубежный зритель увидел форму русского солдата-освободителя. Была масса придирок к сценарию — фильм получался уж очень пессимистичным, где-то ряд персонажей даже подрывал авторитет Советской армии в сцене со взяткой, которую Алеша дает охраннику вагона. Еще резала глаз неверная жена – советская женщина непременно должна была ждать мужа с фронта! И, наконец, финал – зрителю обязательно нужно было продемонстрировать счастливую встречу влюбленных после войны! Но тогда бы, по мнению авторов фильма, это было бы совсем другое кино.

Лейтенант Чухрай опять вступил в бой и, как в окопах настоящей войны, стоял насмерть, повергая чиновников своей ледяной отвагой буквально в ступор. Те к такому не привыкли! Один кинобосс бросил в досаде: «Я могу раздавить тебя как гниду». На что Григорий ответил: «Не пугайте меня, немцы тоже пугали, а я жив!».

Успех картины был ошеломляющим. Только в СССР его просмотрело более 30 миллионов человек, колоссальным был и мировой прокат. Конечно, «Баллада о солдате» стала и чемпионам по числу наград, включая Каннский фестиваль.

Кадр из фильма «Чистое небо» (1961).

В картине «Чистое небо» – снова «скользкая» тема. Фильм, как и многие предыдущие, прошел кардинальную переработку. В первой версии отважный советский летчик первым в мире преодолел звуковой барьер. Но вскоре из уст опытных пилотов стало известно, что это достижение принадлежит зарубежным авиаторам. В итоге персонаж Евгения Урбанского преодолевает не физические препятствия, а отвержение советским обществом после фашистского плена. Новый вариант ленты обличает бесчеловечную сущность сталинизма.

Лет

В список «непокорных» фильмов стоит еще добавить мало кому известную ленту «Нетипичная история». Она про мать, лишившуюся в войну старшего сына и спрятавшую младшего на чердаке. Ее любовь исковеркала тому жизнь, люди трусов и дезертиров презирают. Я думаю, что это самая потрясающая работа Нонны Мордюковой!

Нонна Мордюкова в фильме «Нетипичная история» («Трясина») (1977).
Григорий Чухрай на съемках фильма «Нетипичная история» («Трясина») с Нонной Мордюковой в главной роли.
Фото: Анатолий Ковтун /Фотохроника ТАСС

Последние годы Чухрай был увлечен созданием экспериментального творческого объединения, идея которого – ориентация на интерес зрителей, но не на заказ Госкино. Под его эгидой были выпущены такие хиты, как «Белое солнце пустыни», «Не горюй!», «Раба любви», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие.

Подведем итоги: Григорий Чухрай снял не так много фильмов, получил громадное число наград, а в части личной жизни он был таким же непреклонным и честным – он всю жизнь любил свою единственную жену, воспитал отличных детей, дочь стала киноведом, сын – известным режиссером. Прожил долгую, достойную и счастливую жизнь.

Можно ли считать, что те его фильмы, которые не ушли в большой прокат, его поражением? Конечно, нет. «Я человек, и мне нужна правда», – настаивал герой «Чистого неба». За эту правду бился всеми любимый режиссер, ненавидя ложь и компромиссы.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото cdn.fishki.net, fotki.yandex.ru, i.ytimg.com, img0.liveinternet.ru, pbs.twimg.com, art-oboz.ru, Яндекс.Дзен, maly.ru, rg.ru.