Ядовитый захватчик

Суммы штрафов за нескошенный борщевик для калужан определили, а меры поддержки в борьбе с опасным растением в полной мере пока не заработали.

С 1 января нынешнего года в Калужской области вступил в силу закон, направленный на борьбу с разрастанием борщевика Сосновского. Растения не только ядовитого, но и очень живучего. Завезенный в страну в 90-х годах, сегодня он из иммигранта превратился в настоящего хозяина земель во многих регионах, особенно там, где уделяют мало внимания обработке сельхозугодий.

На карте Калужской области тоже найдется немало таких мест, где борщевик Сосновского буквально оккупировал округу. Взять хоть Авчурино в Ферзиковском районе. Еще на подъезде к селу зеленый захватчик крепко держит свои диспозиции вдоль межпоселковых дорог, прикрывая землю уже набирающими силу и размер мясистыми листьями. Немало ядовитого сорняка и в самом населенном пункте, иногда буквально под окнами жилых домов. А просто гигантские его плантации можно увидеть вокруг теперь заброшенной местной фермы. Отсюда, считай, из «родового гнезда», борщевик ежегодно идет в атаку на другие территории села. Ведь именно на ферму как корм скотине впервые привезли его в Авчурино лет десять назад. Теперь не могут от него избавиться.

Жители пытаются держать оборону. Но не все и не везде. Такая разобщенность только радует ядовитого недруга. И он регулярно наносит уже не метафорические, а реальные ожоги авчуринцам. Жалит сельскую детвору, не знающую удержу в своих играх. Иногда страдают и те взрослые, кто вышел с косой на борщевик в плохо защищающей одежде.

Именно сейчас, в мае, когда он еще не выпустил свои стрелы с семенами, борьба с борщевиком считается наиболее продуктивной. Но в сельской администрации пока только ждут подмоги от компании, которая пойдет в наступление на растение с разбрызгивателями гербицидов наперевес.

– Через сайт госзакупок мы заключили контракт с подрядчиком на обработку десяти гектаров. Потратим на это из своего бюджета 160 000 рублей, – рассказывает глава СП «Авчурино» Анатолий Шкарупа. – Но были дожди, поэтому этот процесс пришлось отложить.

Отсроченным по времени будет и результат. Если вообще будет. Как поясняет Анатолий Шкарупа, с фирмой, выигравшей тендер, взаимодействовать администрации села Авчурино предстоит впервые. Как и оценивать эффективность применяемых ею гербицидов. Только будущей весной станет видно, взошел борщевик на обработанных землях или погиб.

– Год назад тоже использовали химические препараты в борьбе с ядовитым растением. Химикаты были качественные, результат мы увидели, – продолжает глава администрации сельского поселения. – В этом году дважды будем обрабатывать земли: сейчас, в мае, и осенью, перед самой зимой.

На повторный процесс вновь придется изыскивать деньги, а казна многих калужских сел, как известно, не самая богатая. При этом пополнять ее за счет штрафования односельчан, которые не косят борщевик, заверяет Шкарупа, в Авчурине пока не станут. Но информацию о предусмотренных региональным законом финансовых санкциях до людей обязательно доведут.

Штрафы, напомним, для ленивых и нерадивых граждан, владеющих землей, заросшей борщевиком, с этого года составляют в Калужской области от 3 000 до 5 000 рублей. Для организаций-землепользователей могут достигать и ста тысяч. Должностные лица, например, те же главы сельских поселений, за невнимание к борщевику тоже могут поплатиться рублем. Размер штрафных взысканий в этом случае – от 20 000 до 30 000.

Но помимо «кнута», региональный закон о предотвращении распространения сорного растения вроде как содержит и «пряник». Органам местного самоуправления он позволяет включать мероприятия по «деоккупации» борщевика в правила благоустройства, формировать соответствующие программы, предусматривая на них отдельные средства в бюджете. Сельхозпредприятия вправе рассчитывать на налоговые льготы и субсидии.

На финансовую помощь из областного бюджета для уничтожения борщевика муниципалитеты надеяться тоже могут, но…

– Пока боремся своими силами, так как денег в качестве поддержки не получали, – говорит глава СП «Авчурино» Анатолий Шкарупа. – Насколько знаю, этот вопрос еще на рассмотрении находится.

Однако даже если из области деньгами и помогут, проиграть битву можно на другом фронте. На региональном уровне не отрегулирован вопрос масштабной и именно повсеместной борьбы с борщевиком Сосновского. А это грозит тем, что пока в одном селе его нещадно косят или травят гербицидами, в другом он пышно колосится, и потому сможет вернуться туда, откуда был, казалось бы, изгнан.

Да и система заключения контрактов на обработку земель от борщевика сторонними организациями, с которыми сейчас вынуждены работать сельские поселения, тоже грозит опасностью купить кота в мешке.

– Наверное, надежнее было бы организовать эту работу централизованно, скажем, через министерство сельского хозяйства, специалисты которого отслеживали бы добросовестность потенциальных претендентов и эффективность применяемых ими химикатов, – рассуждает Анатолий Шкарупа. – А мы, главы сельских поселений, могли бы туда обращаться с заказами, уже уверенные, что наемные компании нас не подведут.

Действительно, такой подход к организации борьбы с распространением борщевика на территории Калужской области помог бы выиграть и во времени, и в результативности. А заодно (чего уж греха таить?) пресек бы на корню желание иных чиновников на местах без конца просить и получать деньги на слабо организованную войну с борщевиком.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Владимира АНДРЕЕВА и tvoy-bor.ru.