Хип-хоп в капелле

Они поражают калужанок голосом, статью и дерзкими нарядами.

Каким артистам юная калужанка преподнесла букет из ярко-красных перцев? Только группе вокалистов а капелла «ПятеRо», поразившей меломанов, и особенно их прекрасную половину, голосом, статью и дерзкими нарядами. После концерта нам удалось расспросить любимцев публики о житье-бытье.

Одновременно певцы готовились к выступлению, гладили костюмы, переодевались. Почти на каждый вопрос хором отвечал коллективный разум квинтета: Евгений Сапелов, тенор и битбокс, Антон Иванов, тенор и конферансье, Владислав Албанов, тенор и битбокс, Павел Киселев, баритон и футболист, Евгений Гаранин, бас и битбокс, жгучий бородатый брюнет.

Они шутят, что «попали в музыкальный плен хорового училища имени Свешникова, а потом выбрались из него только выпускниками Академии хорового искусства имени Попова».

– В 60-е годы в мире был популярен этот жанр перепевания инструментальной музыки а капелла.

– Сейчас мы один из немногих коллективов, добившихся успеха в этом жанре. Это требовало большого труда, и без образования не обошлось.

– С какого возраста вы вместе учились?

– Кто с шести, кто с семи.

Антон Иванов.

– Вы так долго вместе, как удалось сохранить дружбу?

– Нам не удалось (общий смех). Мы друзья детства, все новое воспринимаем сквозь призму прошлых переживаний. Это как семья. Поэтому обижаться друг на друга после более чем тридцати лет дружбы и совместной работы как-то странно.

– Вы сами делаете аранжировки, чуть не сказала оркестровки? Это, наверное, так сложно…

– Да, это долгий процесс, каждую программу мы готовим несколько месяцев. И одного автора нет, сначала каждый готовится дома, потом в студии идет отбор. То, что получается хуже, мы исключаем из программы.

– Нет желания вопреки трудностям «добить», «довести» каждый номер?

– Нет! – хором откликнулись артисты.

– Такое было поначалу, но мы увидели, что ничем хорошим эта настойчивость не заканчивается, – пояснил Владислав Албанов.

Владислав Албанов.

– Вы регулярно выступаете на самой главной концертной площадке страны, в Московском международном доме музыки.

– Да, последние пять лет мы даем там традиционный весенний концерт.

– Есть ли у вас четкая последовательность исполнения номеров в программе?

– Нет, бывает, нужно поменять песни местами. Концерт – это живой организм, ты общаешься со зрителями. Мы никогда не делаем программу, чтобы удивить слушателей. На концерт приходят люди, которые знают, что мы их не разочаруем. Сегодня, например, будет премьера семи песен.

– Вы очень умно одеты: в черно-белом, а по стилю – от панка и спорта до кабаре и классики. Под стать разнообразию номеров. Вот, например, шоферские митенки.

– Я сегодня буду водить!

Павел Киселев.

– Кто это придумывает?

– Каждый сам составляет свой образ. Очень важно комфортно себя чувствовать на сцене.

– Тем более что вы еще и активно двигаетесь! А в какую сторону следует репертуарная политика?

– Мы понемножку отходим от классики. Она сложна, и публике стало теперь тяжеловато ее воспринимать.

– Как жаль! В «Шутке» Баха вы просто купались, это был и спор, и дуэль, и танец, и игра…

– Купались в море, наверное?

– Конечно, хоть фамилия гения переводится «ручей», «имя ему – море». Музыкальный уровень исполняемых произведений ужасно разный, а подать их нужно, как любимое, свое…

– Это только кажется, что эстрада простая. Но зачастую, легче спеть Баха, чем эстрадную песню. Они трудны физически, по тесситуре, когда нужно имитировать инструменты.

Евгений Сапелов.

– Вам не приедаются произведения после долгих репетиций?

–Нет, мы их чередуем, работаем сразу над многими.

– Какое ваше любимое и какое хочется исполнить в будущем?

– Андреа и Маттео Бочелли «Fall on Me», – помечтал Антон Иванов.

– «Время, вперед!» – выбрал Павел Киселев.

Евгений Гаранин.

– Что читаете перед сном?

– Люблю смотреть интервью, например, с рэп-исполнителем Моргенштерном. Было очень интересно посмотреть на человека, который обошел всю российскую эстраду по количеству поклонников. Мир движется вперед. Появляется много новых вещей, которых мы можем не понимать, но их надо знать. Отрицание всего нового – это деменция, – добавил Павел Киселев.

– Культурный мир России сейчас очень богатый, но совершенно обособленный от общественности. Люди, например, зачастую не знают даже имен современных композиторов, режиссеров (Владислав Албанов).

– Кто такой Звягинцев, например.

Тут прозвучал первый звонок, и музыканты ответили на все оставшиеся вопросы своим искусством. Термин «а капелла» появился в конце XVII века и в переводе с итальянского означает «как в часовне». Его связывают с обычаем папского богослужения в Сикстинской капелле.

Нынешние а капелла-коллективы дерзко подошли к безынструментальному исполнению мелодий. Они вкрапляют атрибут хип-хоп-культуры битбоксинг, вокальное воспроизведение инструментальных партий.

В 60-е годы безупречные The Swingle Singers поразительно исполнили даже увертюру Чайковского «1812 год». Идеальный инструмент – это человеческий голос, и «ПятеRо» доказывают это на каждом концерте в Калуге.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.