Вечный Гоголь

Гастроли Дагестанского русского театра имени Горького в Калужской драме прошли ярко.

Спектакль «Записки сумасшедшего», постановка заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова по повести Гоголя, был острее телепрограммы новостей.

Спектакль получил Гран-при XIV Международного фестиваля монодрам в Македонии, а сам автор стал обладателем номинации «Лучший режиссер» на международном фестивале в Болгарии. В 2016 году постановка была награждена призом «Серебряный витязь» на XIV Международном театральном фестивале «Золотой витязь».

Спектакль показали и в Москве, на сцене Малого театра, и зрителей потрясла игра народного артиста Дагестана Имама Акаутдинова. Калужан – тоже. Почему возраст зрителей обозначен 16+? Наверное, потому, что очень страшно. Гоголь принудительно «поднимает веки» соотечественникам.

В 1834 году Николай Васильевич написал повествование от лица мелкого петербургского чиновника Аксентия Поприщина. Факты, свидетельствующие об умопомешательстве героя повести, да и стиль «Записок», Гоголь заимствовал в консервативно-охранительной газете «Северная пчела».

Кое-что гений взял дословно: «Какой-то мистик напечатал в баварском календаре, что 20 марта 1832 года в 3 часа пополудни начнется осень». С телевизором и интернетом Поприщин бы свихнулся гораздо раньше. Герой так поразил современников своей типичностью, что Илья Репин написал его портрет.

Сегодня «Записки сумасшедшего» – популярный подзаголовок блогов. Отсылки к сочинению есть у Венечки Ерофеева, Бродского, Волошина, Набокова, Стругацких, даже у сатирика Михаила Задорнова и китайского писателя Лу Синь. По сочинению поставлено две оперы, а количество драматических интерпретаций и не сосчитать.

В белой рубашке по сцене метался главный герой, читающий свои дневниковые записи. Его работа чиновника бессмысленная, малооплачиваемая и бесперспективная. Нечего и думать о реальной женитьбе, холостяк утешается химерой.

Он пишет о своих чувствах к дочери директора департамента Софи, которая увлечена камер-юнкером Тепловым. Откуда фамилия? Из Писания: «поскольку ты тепел, ни холоден, ни горяч, я извергну тебя из уст моих!»

Герой же Гоголя весь пылает в огне отчаяния. Самое страшное, что он его осознает, только сойдя с ума. Так называемому нормальному человеку, удобно встроенному в вывихнутый мир стяжательства и рабства, не видна его извращенность. Мысли несчастного заняты международными новостями, он взволнован смертью короля Испании!

Постепенное прозрение, финальный взрыв безысходности, артист сыграл так, что на глазах у многих зрителей выступили слезы. Вспомнилось: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

И эти слезы зрителей были о себе. О мире наизнанку, где, к примеру, на содержание преступника тратится в разы больше средств, чем на пенсию никого не зарезавшего человека.

Где негласно упразднены больничные и отпуска, где простой пенсионер ездит в общественном транспорте бесплатно, а ветеран и инвалид – за двести рублей в месяц. Где ремонтники по году оставляют вскрытые крыши под дождем за немалые деньги граждан… Каждый может продолжить список, актуальность Гоголя растет.

Музыка Альфреда Шнитке совершенно конгениальна тексту. Сценограф, заслуженный художник Республики Марий Эл Борис Голодницкий, дал простор незаурядному артисту, не отвлекая внимание зрителей от трагедии мелочами быта.

Имам Акаутдинов с детства мечтал стать врачом, и, наверное, спас бы много людей – эмпатией его Бог наделил. Юноша поступил в мединститут, но тяга к искусству пересилила. Он окончил Московское высшее театральное училище имени Щукина, жил в общежитии в одной комнате с будущим худруком Скандарбеком Тулпаровым.

В Дагестане артист работал в Кумыкском театре, играл главные роли. Как признается актер, сначала его предложение режиссера смутило – после тридцатилетней работы в Кумыкском театре было сложно вернуться обратно в Русский театр и играть на русском языке. «Я боялся, что у меня появился акцент», – пошутил Акаутдинов.

Артист считает, что еще не вжился в роль. Естественная, но редкая скромность! Актер сказал, что не задумывался, действительно сумасшедший этот «маленький чиновник», или такой же, как все мы.

«Если ты, работая над этой ролью, начинаешь задумываться, почему это происходит, начинаешь постоянно задавать себе этот вопрос, если ты начинаешь копаться в этом слишком сильно… это опасно», – считает Имам Акаутдинов.

Артист построил роль не от рассуждения, а от интуиции, не от анализа, а от жалости. «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Спасибо за гуманизм, гости!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.