Портрет героя

Победа в Великой Отечественной – это источник нашей жизни. Художника, героя сражений с фашизмом Владимира Любимова (1907 – 1993) знает каждый калужанин по его проникновенным портретам Циолковского.

Портрет К. Э. Циолковского.

Будущий живописец родился в Калуге в 1907 году в семье священника. Детские годы провел во Пскове, затем вернулся в Калугу, занимался в студиях у художников Фадеева и Левандовского.

Он учился в Высшем художественном институте в Ленинграде (ныне Институт живописи, ваяния и зодчества имени Репина) в 1927 – 1929 годах у Аркадия Рылова, Кузьмы Петрова-Водкина. Сын бывшего священника был отчислен из института и вернулся в Калугу в 1929-м.

Однако это не помешало ему с 1927 года экспонировать работы на областных, зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставках. Владимир Любимов был одним из организаторов Калужского областного отделения Союза художников.

Портрет К.Э. Циолковского.

Однажды, до войны, в клубе Дома учителя он писал лозунги к празднику. В это время шла репетиция художественной самодеятельности, которой руководил Серафим Туликов, будущий автор гимна Калуги. Участники разошлись на перерыв, Любимов сел за рояль и заиграл.

Туликов заинтересовался: «Что играете»? «Да вот, сочинил, а сыграть толком не умею». И Серафим Сергеевич сам сыграл «Фантастический танец» талантливого самоучки! Когда в начале шестидесятых Любимов приехал в Москву писать портрет старого знакомого, композитор встретил его звуками того давнего танца.

Автопортрет 1945 года с глазами, полными счастья, – как песня Туликова «Встреча героев». На гимнастерке художника поблескивают ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медаль «За победу над Германией».

Он никогда не писал войну, единственное исключение – портрет людиновской подпольщицы. Он не рассказывал о войне: «Довольно крови. Хочется красоты». Владимиру Петровичу принадлежало удостоверение № 19 Калужского областного комитета защиты мира.

В 1955 – 1964 годах жил и работал в Подмосковье, потом вернулся в Калугу. В его творчестве было две особые темы: Циолковский и Пушкин. Владимир Петрович первым воплотил образ калужского мечтателя в искусстве.

Прославленная картина «Циолковский на Каменном мосту» написана в 1947 году. Именно там молодой живописец увидел ученого впервые. Учитель шел, будто парил. В руке – зонт, котелок, а на плечах – хрестоматийная крылатка с застежками в виде львиных голов. В автобиографии Циолковский вспоминал о молодом художнике, посещавшем его в 1933 году.

Учитель узнал, что Любимов хочет писать его портрет, сказал: «К чему это? Да и куда я гожусь! Вы уж попробуйте передать в картине мое желание угадать причину космоса». После смерти мечтателя в 1935 году Любимов спешно, среди ночи разыскал скульптора-форматора, чтобы снять маску с умершего Циолковского.

Художник очень гордился членством во Всесоюзном Пушкинском обществе. Александр Сергеевич и его Мадонна были для живописца святыней, и его страница в иконографии этой божественной четы звенит счастьем и любовью. Пушкиниана Любимова посвящена пребыванию гения в Полотняном Заводе.

Портрет А. С. Пушкина.

Художника привлекал и образ современника, поэтому так много было им создано тонких психологических портретов. Его проникновенные пейзажи сочетают былинность и лиризм.

В собрании КМИИ хранится более двадцати живописных и графических произведений Любимова. И еще больше места они занимают в художественной летописи нашего края.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из коллекции Дениса Гирина, visualrian.ru, из группы «Живописный календарь — II (архив)» в соцсети «ВКонтакте».