Драма «потребления напоказ»

Пьеса про то, как трое друзей вступили в кризис сорокалетия.

В ходе обменных гастролей Республиканский русский драматический театр имени Горького, первый профессиональный театр республики, показал насущную драму современности, «Art» («Искусство»). Сам ли я хозяин своих вкусов или торговцы залежалым товаром? И что именно делает людей друзьями?

Режиссер-постановщик, художник и музыкальный оформитель мирового хита – Дмитрий Павлов. Он знаком калужским театралам по тюзовской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», выведшей этот театр на новый уровень. Он поставил десятки спектаклей в городах России.

Махачкалинский театр был открыт в октябре 1925 года по решению Наркомпроса Дагестана. Архитекторы Чхеидзе и Одишария спроектировали конструктивистское здание так, чтобы оно стало архитектурной доминантой центра Махачкалы. И кстати, ведь об авангарде в искусстве и шла речь в пьесе.

Автор, Ясмина Реза, – французская актриса театра и кино, драматург и прозаик, дочь бухарских и московских евреев, бежавших от революции. Пьеса «Art» стала международным театральным событием, получив премии Мольера и Лоуренса Оливье.

«Art» переведена на 35 языков, идет по всему миру: в Берлине, Лондоне, Токио, Бомбее, Йоханнесбурге, Буэнос-Айресе, Братиславе, Нью-Йорке. Теперь и в Калуге.

Ясмина Реза сказала, что мысль об использовании картины как завязки действия пришла, когда друг автора, Серж Голдсцаль, купил абсолютно белое полотно за огромные деньги и показал его Реза, которая тут же расхохоталась. «Я рассмеялась и сказала, что он сошел с ума. Затем мы смеялись уже вдвоем.

Ему нравилась эта картина, и он прекрасно знал, что мне она понравиться не может, и мы смеялись, потому что наши мнения друг о друге ни в коей мере не были испорчены». Ясмина Реза считает, что все ее пьесы написаны для великих актеров: «Со средним актером от пьесы не останется ничего: ни подтекста, ни богатства молчания, ничего».

Режиссеру трудно испортить постановку, если он исполняет подробные ремарки автора. Там даже указано, кто на кого смотрит! Герои – обеспеченные парижане. Они образцовые потребители дорогой одежды, еды и новинок «культуры». Трое друзей вступили в кризис сорокалетия.

Некоторые критики разложили героев на троицу Фрейда. Иван (Арсен Хирамагомедов) соответствует «ид» – примитивные инстинкты и энергия. Серж (Руслан Мусаев) – это «эго», сознательный и здравый субъект, стремящийся к удовлетворению своих желаний и подчинению себе судьбы. Марк (Артур Джахбаров) – это «суперэго», совесть и критика, пытающаяся оказывать родительский контроль над крайностями «эго».

В пьесе три полотна представляют личности героев в однотипных квартирах. «Мазня» кисти отца героя висит в комнате Ивана, реалистический пейзаж – у Марка и белый холст за 200 000 франков – у Сержа. Ведутся две битвы – о взаимоотношении персонажей и понимании искусства.

О чем, собственно, сыр-бор? «Белое на белом» («Белый квадрат») – картина, написанная в 1918 году Казимиром Малевичем, принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному художником супрематизмом. Продана на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, в 2008 году за 60 миллионов долларов.

Полотно породило сотни эпигонских работ, так что гадать, о какой именно идет речь в пьесе, бессмысленно. Как и кем формируются цены на эти «шедевры», с большой точностью и остроумием описано в романе Пелевина «iPhuck 10». Главная сладость в обладании этими творениями – называть гостям их стоимость, потребление напоказ.

Собственно, вместо холста можно повесить на стену чек с сертификатом, как в другом романе того же современного Гоголя, «Generation „П“». Но, вот незадача, среди художников есть и искренние последователи авангарда, «держатели линии».

История о том, как поссорились «Иван Иванович» с «Иваном Никифоровичем» упирается отнюдь не только в деньги. Она – о сложном космосе мира другого человека, который мы преступно опрощаем.

Друзья остались близки, не сожгли пятнадцать лет отношений из-за ерунды. В финале они нырнули в белую картину и под хлопьями играли в снежки. Мир – это радужная мозаика душ таких непохожих людей!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Виктора КРОПОТКИНА.