Соло полиглота

Филармония подарила встречу с новым сокровищем.

Будто сами Бетховен, Рахманинов, Шопен посетили Калугу вместе с пианистом Николаем Луганским.

Солист Московской государственной филармонии, народный артист России, лауреат Государственной премии, отец одного из лучших музыкантов мира родом из села Льва Толстого!

Билеты на его концерт были раскуплены загодя, но филармония не соблазнилась нарушить ажурную рассадку, социальная дистанция соблюдалась. Строгий голос напоминал, что медицинскую маску нельзя снимать до выхода из Концертного зала.

Предвкушение чуда заставило почти всех меломанов отключить звук мобильных телефонов. Благоговейную атмосферу нарушали только щелчки затвора фотокамеры, хотя профессионалы пользуются бесшумной техникой, а любителям не стоило омрачать впечатления публики и исполнителя.

Гость не «самовыражался», а возносил нас на вершину. Сегодня такая музыкальность, опирающаяся на общую культуру и нравственность, – реликт. Взгляд на себя, лишь как на окно в мир образов гениев, позволяет предъявить музыку без искажений.

Луганский убежден, что «музыка не должна и не может быть элитарным искусством. Если не вдалбливать с детства бездарную поп-музыку в головы людей, то классика может принадлежать народу. Это не юмор».

Николай Луганский родился в Москве в семье ученых. Отец — физик-ядерщик, защитил докторскую диссертацию по синтезу магнитных полей. Поныне работает в Институте физических проблем РАН. Мать – кандидат биологических наук, работала в Институте биохимии имени Баха РАН. Она написала книгу о детстве сына, «Мальчик и музыка».

Мама Коли играла на пианино, папа – на гитаре, чему он научился в Калужском дворце пионеров. Николай начал читать ноты раньше, чем книги. Отец решил наиграть простую мелодию на игрушечном пианино, к его удивлению, сын уловил в исполнении фальшь и указал на ошибку. Оказалось, у малыша абсолютный музыкальный слух.

Луганский окончил Московскую консерваторию, где учился у феноменальной пианистки Татьяны Николаевой. Восхождение на музыкальный олимп было драматично. Перед Международным конкурсом имени Чайковского пианист получил травму, а затем узнал о смерти любимой наставницы. Но учитель настоял на участии. В тот год первая премия не была присуждена, а Луганский получил второе место.

Рука не повернется назвать его исполнение виртуозным, ярким, мощным, туше – мягким, фразировку – точной. Все это есть, но работа Луганского – за техникой, он – мыслитель. Звуки рождаются не под пальцами, а в голове, их остается «только» оформить на инструменте.

Музыкант – отец троих детей, и дочь, журналистка, добавила ему «очков». Она надела футболку с принтом «Я/Мы Иван Голунов», сопровождая папу в Кремль на торжественной церемонии вручения президентом госпремий. Напомним, что этого журналиста безвинно арестовали, подбросив наркотики, и только порядочность коллег его спасла.

Артист – страстный читатель (особенно – Пушкина и Чехова), любит Пелевина и с толком его цитирует. Луганский свободно владеет немецким, английским и французским языками, разговорным испанским. Артист азартен во всем, кроме музыки: «дико и странно, когда в музыке есть понятие – конкурент».

Луганский – шахматист, бадминтонист (порвал сухожилие правой руки), пловец (чуть не утонул в море, с вертолетом спасали), катается на коньках и беговых лыжах, спускается на горных лыжах по «красной трассе».

До пандемии Луганский давал сто концертов в год по всем континентам, кроме Антарктиды. «Родное может быть ужасным, а чужое может быть прекрасным. Но чужое все равно не перестает быть чужим, а родное не перестает быть родным», – считает Луганский, не становясь человеком мира.

Три года назад он играл в Донецке с оркестром местного оперного театра на юбилее Прокофьева и его родине. Инициатива исходила не от власти, и событие не вызвало ни малейшего резонанса – только то, что велится на «планерках», хорошо.

В Калуге прозвучала соната № 30. По словам Бетховена, она выражает «дух, объединяющий благороднейших, лучших людей на земном шаре, тот дух, который никакое время не может разрушить». Соната № 32, одна из «высших сонат» Бетховена, стала последней фортепианной сонатой гения. Ее позапрошлой зимой, за несколько недель до смерти учителя, пианист играл для Сергея Доренского.

Хрустально прозвучала пленэрная сюита Клода Дебюсси «Эстампы». Не о внешней, а внутренней природе рассказали титанические «Этюды-картины» Рахманинова, психологические «картины настроения».

Калужане неистово бисировали, и волшебник подарил еще одно сочинение Дебюсси и сверкающего Шопена. Несмотря на карантинный запрет, поклонники преподнесли гостю букеты и подарки. В пути от партера до гардероба слушатели обсуждали феерию звука, вспоминали прошлый концерт, когда маэстро исполнял Рахманинова и Шопена.

Филармония, в которой наши родители слушали Рихтера, подарила встречу с новым сокровищем. После такого духоподъемного действа меломаны плыли по майски теплой Калуге в невесомости, «и не знали мы, на земле мы или на небе».

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.