Космос как прошлое

Русский авангард неисчерпаем, он жив и свеж, как апрель.

Выставка работ Академии аналитического искусства (АКАНИС), посвященная 60-летию полета в космос и 125-летию со дня рождения художника Ивана Кудряшова, проходит в Доме музыки. Кудряшов, как и более знаменитый ученик создателя «черного квадрата», Николай Суетин, тоже был калужанином!

Работы Ивана Алексеевича Кудряшова (1896 — 1972), увы, представлены лишь в репродукциях. Родился он в селе Троицкое Калужской губернии, учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1919 году он обучался у Казимира Малевича во Вторых государственных свободных художественных мастерских. Там он познакомился с создателями революционного искусства – Иваном Клюном, Наумом Габо (уроженцем Брянска).

Иван Алексеевич создавал проекты декоративных конструкций для оформления Москвы к годовщинам Октябрьской революции. По чертежам сына Кудряшов-отец, работавший конструктором у Циолковского, создавал модели ракет!

В 1919 году Наркомпрос командировал Кудряшова в Оренбург, где при участии Малевича и Эль Лисицкого он организовал филиал УНОВИСа (Утвердители нового искусства). Там же Кудряшов создал обширную живописную и графическую серию «Космос» или «Рождение солнца. Полет».

Его полотна были представлены на Первой русской художественной выставке, прошедшей в 1922 году в Берлине. Вот бы какой-нибудь патриот купил работы калужского супрематиста для города!

Объединение художников АКАНИС возникло в начале 1990-х годов в Калуге. Один из источников идей и приемов для членов – работы ее первого президента, Петра Козьмина. Ажурные металлические скульптуры Андрея Волкова – словно сказки о космосе. Вот милые инопланетяне, прилетевшие на примусе в заштатный городок. Вот космический вокзал, и люди спешат на посадку с чемоданами, направляясь к Марсу и Венере…

Семья авторов (Людмила Зайчикова, Михаил Мантулин, Алиса Степанова) срастила космос и супрематизм в одну тему. Сталь, латунь, горячая эмаль их работ словно опалены огнем из дюз космолета.

Композиция Григория Табакова «Красное, коричневое, зеленое» – кость от кости супрематических композиций революционеров. «Сны о зиме» Вячеслава Некрасова – лиричное созвездие заснеженных фонарей. На портрете Циолковского кисти Александра Музыченко лицо словно слоится фазами движения, как у Хуана Гриса.

Выставка лишний раз показывает, что русский авангард неисчерпаем, он жив и свеж, как апрель. Он – прошлое, которое всегда в будущем.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.