Под прессом стресса

Как быть, если внутренний мир дал трещину.

Как самоизоляция и дистанционное обучение сказались на психологическом состоянии калужан и почему весной и осенью многие испытывают душевный диссонанс.

Год назад в эти дни мы, радовавшиеся поначалу самоизоляции, позже начали ощущать ее обратную грустную сторону – на многих стал накатывать стресс. Пожалуй, больше других его почувствовали семьи с детьми-школьниками. Невиданное прежде дистанционное обучение сломало годами формировавшийся порядок дня. И выбило почву из-под ног… родителей.

Именно взрослые, а не подростки в те дни стали чаще звонить на детский телефон доверия и просить помощи у консультантов, вспоминает заведующая отделением экстренной психологической помощи «Телефон доверия» Виктория ПАКСЕВАТКИНА.

– У родителей сдавали нервы, так как у многих из них почему-то существовала убежденность, что именно школа должна заниматься воспитанием детей. А тут вдруг учебное заведение и педагоги оказались за бортом жизни, – объясняет Виктория. – Да, учителя вели занятия, но они не могли склониться над тетрадкой и увидеть, что Петя во время их урока рисует чертиков в тетради. Родители же оказались к этой нагрузке не готовы. Помнится, бывали ситуации, когда мне приходилось советовать звонившей маме чуть ли не открыть Семейный кодекс, чтобы удостовериться, что ответственность за воспитание детей в нашей стране возложена исключительно на родителей, школа же обязана лишь дать возможность получить образование.

Еще одна острая психологическая проблема тех дистанционных дней – неготовность всех членов семьи сосуществовать одновременно в небольшой квартире. Нередко прежде родители и дети виделись только за завтраком и поздно вечером. А потом вдруг взрослые вынуждены были наблюдать, как одновременно младший ребенок-детсадовец бегает по люстре, старший-школьник в это время кричит: «Не мешайте мне делать уроки!», папа злится, пытаясь в таком шуме работать из дома, а мама с полотенцем на голове не выдерживает стресса и звонит с просьбой о помощи на телефон доверия.

– Мы в таких случаях могли только выступать как тайм-менеджеры, по сути, помогая решить известную задачку про козу, волка и капусту, – говорит заведующая отделением экстренной психологической помощи «Телефон доверия». – Например, советовали взрослым, пока старший ребенок учится, сходить с младшим погулять, а когда уроки сделаны, дать возможность отцу сесть за компьютер. Или как-то иначе спланировать время и пространство.

По словам Виктории Паксеваткиной, вообще за все время работы калужского «Телефона доверия» главным вопросом, с которым взрослые обращались и обращаются за помощью к психологам службы, – это сложности в воспитании детей. У последних же список наиболее частых проблем иной.

– ТОП-3 детских обращений – это общение со сверстниками, которые не только в школе, но и, скажем, во дворе, – объясняет психолог. – Сюда же мы включаем несчастную любовь и буллинг (травлю). На втором месте по популярности – отношения с родителями, семейные конфликты. На третьем – общение в школе (с одноклассниками и учителями), проблемы с оценками («Мне поставили двойку, учительница меня не любит, а дома меня убьют») и т.п.

Накопить информацию и определить действительно самые популярные детские проблемы время было, ведь телефон доверия в Калуге – один из самых «старых» в стране. Сейчас мало кто вспомнит, но служба была создана еще в 1993 году! Два года спустя был отдельно выделен телефонный номер именно для детских звонков, потом для подростков появился контакт в «аське» – мессенджере для мгновенного обмена сообщениями. И когда в 2010 году под эгидой Фонда помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, был введен единый для России номер детского телефона доверия (8-800-2000-122), Калужская область оказывается одним из регионов с уже накопленной солидной базой знаний для работы с детьми и их родителями через телефон.

– С тех пор наши главные постулаты – анонимность, конфиденциальность и доступность – остались прежними. Мы ежедневно, круглосуточно и бесплатно готовы помочь всем, кто нуждается в психологической помощи, – заверяет Виктория Паксеваткина. – При этом мы не только помогаем взрослым и маленьким калужанам разобраться с внутренними противоречиями, но и (при согласии обратившегося, конечно) привлекаем для помощи органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних и другие службы или подсказываем их адреса.

Сейчас с засильем гаджетов и различных бытовых приборов, которые, казалось бы, призваны облегчить жизнь, внутренних конфликтов, как это ни странно, становится больше. Причина, считает Виктория Паксеваткина, – в гиподинамии. Люди стали меньше двигаться, из-за чего в нас накапливается адреналин, который при малейшем стрессе больно бьет по внутреннему состоянию.

– Единственная возможность нейтрализовать адреналин – физическая активность. При этом она не требует финансовых затрат, не имеет противопоказаний, – уверяет психолог. – Достаточно хотя бы проходить в день те пресловутые 10 000 шагов, чтобы минимизировать возможность стресса.

А он бывает сезонным, это доказанный факт. Весной и осенью количество обращений к психологам увеличивается в разы.

– После зимы шквал звонков связан с истощенностью организма, когда нам не хватало витаминов и солнца. Осенью много обращений из-за адаптации после лета, когда мы понимаем, что все яркое позади, впереди – слякоть, и от этого становится особенно грустно, – объясняет Виктория Паксеваткина.

Она советует не стесняться обращаться к психологам, когда внутренний мир дал трещину. Ничего стыдного в этом нет. Специалист поможет сделать «вентиляцию эмоций». Смысл этого психологического термина знаком каждому и в обыденной речи звучит как «поплакаться в жилетку». Но если подружка, которой вы решите пожаловаться на проблемы, может вместе испытать внутренний диссонанс, то психолог в силу профессиональных знаний останется стабильно спокоен, но поможет выплеснуть негативные эмоции и найти позитивные.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото из личного архива героя публикации, skorohod-nn.ru, www.thesun.co.uk, gazeta-pedagogov.ru, kurkino.ru, Collinsdonnelly.co.uk.