Деревья-киборги и лягушки из болота

Евгения Миленушкина о карбоновых фермах.

О том, что планета задыхается от парниковых газов, знает сегодня любой школьник. Но о методах борьбы с вредными выбросами в атмосферу говорят пока робко. Хотя в Америке и Китае уже существуют подсчеты поглощаемого углерода и других парниковых газов. Сейчас об этом громко заговорили и в России. В семи регионах создаются карбоновые площадки, задача которых – научиться измерять поглощение CO2 и оценивать эффективность новой карбоновой индустрии.

Наш регион выбран пилотной площадкой для внедрения экологических технологий. На базе национального парка «Угра» создана пока единственная в стране карбоновая ферма. Чем она будет полезна, что там будет создаваться, с кем собираемся торговать, но главное – чем ученому сообществу приглянулся наш Юхновский район?

Осенью прошлого года состоялась презентация новой фермы. Конечно, главный вопрос: кому она нужна? Да все человечество буквально задыхается от вредных выбросов в атмосферу! А сколько их, где предел вреда и на каких территориях люди все еще дышат свежим воздухом? Ответы на эти вопросы – в назревшей необходимости мониторинга ситуации, результатах подсчетов баланса между выделяемым углеродом и поглощаемым. Карбоновая ферма и есть национальная система таких расчетов. Разработчики представляют свои технологии на базе данных из трех источников: со спутника, умных дронов и земли. Все это анализируется, и получается ясная картина дисбаланса в окружающей среде.

Почему все же ученые выбрали земли нашего национального парка? Все очень просто – для получения достоверных результатов исследования процессов выделения и поглощения парниковых газов нужно разнообразие ландшафтов и природных комплексов. Как раз на Юхновской земле – леса разного возраста и пород, луга, водно-болотные угодья. Все это позволит моделировать различные сценарии расчета углеродного баланса для относительно нетронутых человеческой деятельностью участков земной поверхности. А также рассчитать для каждого такого эталонного участка количество поглощенного СО2, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для похожих природных ландшафтов.

Сегодня в вопросе, что может спасти нашу планету, эксперты единогласны – это леса. Но с ними последнее время столько бед: то короед, то пожары, то небывалые морозы. Пустынными остаются огромные участки тайги. Конечно, сажаем, ухаживаем, но ведь деревья растут неспешно. А Америка уже научилась выращивать некие кибор-деревья, которым все эти беды нипочем. Что обо всем этом думает директор национального парка «Угра» Виктор ГРИШЕНКОВ?

– Опыт выращивания быстрорастущих растений для поглощения углекислого газа очень интересен и перспективен, но эти работы необходимо контролировать со стороны ученого сообщества. Памятуя о печальной истории борщевика, к новым агрессивным культурам нужно относиться взвешенно. Сейчас на слуху растение павловний, или адамово дерево. Такое всемогущее: неприхотливо, необычайно быстро растет, равнодушно к вредителям, нетребовательно к уходу и связывает огромное количество карбона из атмосферы. Мечта селекционера! У нас оно пока не растет из-за климата – ему больше подходят субтропики.

В границах национальных парков культивирование чужеродных растений-интродуцентов запрещено законом. А что касается наших аборигенных видов древесно-кустарниковых пород, то за ними на территории национального парка ведется лесной мониторинг.

– Известно, что под экспериментальную карбоновую зону отведено 600 гектаров земель некогда сельскохозяйственного назначения. Год за годом они пустуют и зарастают молодым лесом.

– Конечно, плохо, что они перестали быть полезными для нашего аграрного сектора. Но хорошо то, что заросли молодым лесом и что на этой территории живы болота – важнейший аккумулятор баланса парниковых газов, там квакают лягушки, бобры строят свои хатки. Вы, конечно, помните времена массового воровства торфа – важнейшего поглотителя углеродов. Целые караваны машин «очищали» болота. И теперь мы удивляемся, почему наши старицы рек обмелели, почему упал уровень поверхностных вод?!

– Недавно о масштабах расширения карбоновых территорий Владимир Путин говорил с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. Было отмечено, что этими проектами давно занимаются наши зарубежные партнеры. Оказывается, эти технологии стоят огромных денег. Так, может быть, в случае успеха нашей науки мы сможем сделать большой экономический рывок?

– Научный руководитель проекта «Карбон» (Ctrl2Gо) Николай Дурманов считает карбоновые фермы первой ласточкой индустрии, главной в XXI веке. Эксперты утверждают, что к 2035 году оборот отрасли поглощения СО2 будет в разы больше, чем всей нефтегазовой. Подсчеты эмиссии (выбросов) напрямую влияют на так называемые углеродные налоги. Через год Европа введет налог на любую неэкологичную продукцию из других стран, в том числе и из России. И тогда компании-экспортеры вынуждены будут платить огромные деньги карбонового налога ежегодно.

Приведу такой пример: привезли мы в одну из европейских стран нашу сталь. Нам говорят: это не соответствует экологическим стандартам (технологиям). И продукция становится неконкурентоспособной. Наличие карбоновых квот, рассчитанных по международным методикам, позволит восстановить паритет для наших экспортеров. Поэтому нам нужно иметь свою систему измерений и вычислений, чтобы кто-то не посчитал наши данные по поглощению карбона недостоверными в условиях жесткой экономической конкуренции.

Кстати, Фальков заявил о планах создать десятки подобных полигонов по всей стране. При каждом из них будут образованы и карбоновые фермы, которые в дальнейшем превратятся в целую систему выращивания леса для поглощения парниковых газов. Мы хоть и отстали в этом новом направлении, но у нас есть огромное преимущество – мы располагаем гигантскими территориями, чем не могут похвастаться европейские страны.

Специалисты подсчитали, что новый бизнес торговли инструкциями по организации карбоновых ферм будет безграничен. Такой пример: в Китае уже продается около 25 миллионов карбоновых кредитов, а сеть ферм перевалила за тысячу.

Уже существует целая система наблюдений за всей планетой (Carma). С каждой работающей в этом направлении компании на Земле европейцы запускают несколько тысяч спутников системы «Коперник». Задача – отслеживание выбросов СО2. У нас пока только возможности и технологии компании Сtrl2Go. Тем не менее уже понятно, что человечество объявило войну бесконтрольному загрязнению атмосферы.

И все же закончим на оптимистичной ноте. Работа по созданию карбоновых полигонов даст не только так необходимые экологической науке знания, а российской экономике – дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке. Мы увидим, как возродятся болота, вернутся лягушки и начнут заполняться высохшие речки.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, admoblkaluga.ru, grozny-inform.ru, rasteny.ru.