Жрецы Флоры

Выставка для ценителей русского цветочного натюрморта.

Шишкин, Ромадин, Иогансон, Поленов… Венок громких имен ждет ценителей на выставке русского цветочного натюрморта из собрания КМИИ «Венок для Флоры».

Флора – древнеримская богиня цветов, весны, полевых плодов, меда. Овидий рассказал, что ее грудь источает цветы, голова украшена многоцветными венками, с уст ее слетает «вешних дыхание роз». В честь богини был назван месяц, соответствующий современному апрелю или маю. Римская коллегия жрецов приносила Флоре жертвы, моля о ниспослании урожая и процветании общины граждан.

Такие жрецы – и художники, показавшие прелесть матери цветов. С каменного века люди украшали себя и свои жилища цветами, а с появлением живописи – их изображениями. Они не просто декор, а молитва о наступлении весны, тепла, расцвета.

Каждое художественное течение вносило в жанр натюрморта свои особенности, и среди представленных работ можно увидеть эволюцию от реализма до авангарда. Причем каждое из изображенных растений имеет символическое значение.

Язык цветов родился на Востоке. Жена британского посла в Стамбуле в 1717 году описала тайный язык любовной переписки «селам», «язык предметов и цветов».

В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Ознобишина. Большая часть авторов экспозиции знала, что цветы лайма олицетворяли блуд, лобелии — злобу, амаранта – безнадежность, ноготков – отчаяние, мяты – подозрение…

Среди художников экспозиции есть и крупнейшие мастера, широко известные в стране и мире, и авторы, дорогие нам за связь с Калужским краем. Нередко их судьбы, неотделимые от истории страны, драматичны.
О многих из них мы рассказывали, например, о Леониде Межекове. В год Великой Победы он написал ликующие «Васильки». Другой калужанин, Юрий Епишин, осветил экспозицию «Маками».

Рядом с этими работами – дары Флоре от знаменитых художников. Друзьями отца передвижника Александра Моравова были Врубель и Ге. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества ему преподавали Архипов, Корин. Он сблизился с Репиным, Суриковым, Маковским.

Иван Пушкарев учился в студии пролеткульта, на Великой Отечественной войне был лейтенантом, командиром автомобильно-санитарного взвода, пережил окружение, плен.

Сын крестьянина Алексей Тяпушкин в 1939 году, с четвертого курса Ивановского художественного училища, был призван в Красную армию. Артиллерист участвовал в прорыве линии Маннергейма, взятии Выборга, походе в Бессарабию, прошел всю войну. В 1945-м ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 60-е годы Алексей Тяпушкин занимался абстрактным искусством. В 1974-м присутствовал на первом осеннем просмотре картин «на открытом воздухе» в Беляеве, известном как «бульдозерная выставка», и был арестован.
«Опушка» основоположника русского эпического пейзажа Ивана Шишкина согреет сердце и любителям академизма, и фанатам авангарда, столько в работе любви и тепла.

«Сирень» Бориса Иогансона – словно салют радости, костер социального прогресса. Автор – один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор, директор Государственной Третьяковской галереи, президент Академии художеств СССР.

Иогансон искренне верил в победу добра над злом, справедливости над бесправием, свободы над угнетением, ведь для него это было реальным жизненным опытом. Его творчество величаво и романтично, наполнено подлинной земной красотой.

Воздушная акварель Артура Фонвизина, друга Ларионова и Судейкина, легка, как мираж. Линогравюра «Золотые шары» красавицы Лидии Вертинской, жены гениального певца, – память о старинных палисадниках. И в Калуге они еще сохранились!

Придите на выставку предвкусить скорый расцвет своих дач, парков города!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.