Зайцы поневоле

Детей-безбилетников теперь нельзя высаживать из общественного транспорта, но не будет ли злоупотреблений новым законом?

В начале марта в России вступил в силу новый Федеральный закон, запрещающий водителям и контролерам высаживать детей младше 16 лет, если они не могут оплатить проезд.

Правда, в документе есть одна оговорка: детей-безбилетников повезут дальше только в том случае, если они оказались в транспорте без взрослых. В ситуации, когда вместе с ребенком едет кто-то из родителей, бабушка, дедушка или другой совершеннолетний сопровождающий, закон для них уже не работает. При отказе оплатить проезд им придется вместе выйти на первой же остановке.

Документ разработали и приняли после того, как широкую огласку получили случаи, когда школьников высаживали из автобусов зимой, и они могли замерзнуть; когда подростков не довозили до населенного пункта, и им приходилось несколько километров идти пешком вдоль обочины. К счастью, в Калужской области таких опасных инцидентов не случалось, но без денег могли запросто не пускать в салон автобуса или высаживать, не довезя до нужной им в городе остановки.

– Принятый закон – в интересах детей. Но речь в нем идет, прежде всего, о подростках, которые разово попадают в критическую ситуацию: забыли дома деньги или проездной, потеряли их. Регулярно ездить бесплатно и злоупотреблять правом тоже нельзя, – подчеркнула региональный уполномоченный по правам ребенка Ольга Коробова, будучи гостем программы «Итоги недели» медиакорпорации «Калуга Сегодня».

Хотя интересы перевозчиков, которым теперь придется сталкиваться с детьми-зайцами, в новом документе не оговариваются, но и транспортники считают нововведение правильным. Тем более в калужских троллейбусах школьники ездили и раньше бесплатно, в муниципальных городских автобусах бесплатный проезд разрешен до 11 лет.

– Еще до принятия закона мы не высаживали детей-безбилетников младше 16 лет, – говорит директор МУП «Управление калужского троллейбуса» Вадим Витьков. – И особых злоупотреблений от подростков и их семей не замечали. А что выгода?.. Возможный вред, который может произойти из-за высадки безбилетного пассажира–ребенка, намного больше и дороже тех 22 рублей, что мы недополучим.

Согласны с самым крупным муниципальным перевозчиком области и его коллеги-частники. В группе компаний «Эгоном» на нашу просьбу прокомментировать новый закон ответили, что не так уж много детей самостоятельно ездят в их пазиках и маршрутках, чтобы они почувствовали убыток от того, что школьники перестанут вдруг оплачивать проезд.

– Водители у нас в большинстве опытные, давно работают на маршрутах. А по человеку всегда видно: действительно ли он в безвыходной ситуации или лукавит, – заметила представитель «Эгонома» Елена в беседе о возможных злоупотреблениях маленьких пассажиров или их родителей, которые могут начать экономить семейный бюджет, предлагая ребенку схитрить и не оплачивать проезд.

Что такие наверняка найдутся, уверено большинство калужан, принявших участие в опросе нашего издания. Мы предложили в официальной группе медиакорпорации «Калуга Сегодня» в соцсети «ВКонтакте» проголосовать за один из предложенных вариантов, отражающих отношение к новому закону. И 48% участвовавших в опросе посчитали, что без санкций для регулярных зайцев нововведение станет лазейкой для узаконенного бесплатного проезда.

Принять эти санкции, отразив порядок контроля проезда и проверки документов, – задача органов законодательной власти в субъектах страны. Как пояснила детский омбудсмен Калужской области Ольга Коробова, закон принят на федеральном уровне, а регионам теперь предстоит практически прописать, каким способом фиксировать случаи безбилетного проезда детей, и пресекать возможные систематические нарушения.

– Каждый в итоге должен понять, что новый закон – не о бесплатном проезде, а о той возможности, которая есть у ребенка в сложной ситуации, – добавила она.

Возможно, калужские парламентарии учтут опыт Санкт-Петербурга. Там детей-безбилетников довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции или родителям, а затем составляют в отношении последних протокол, если выясняется, что именно взрослые виновны в совершении ребенком правонарушения: не дали ему денег на билет, не обеспечили проездным и т.д.

По какому сценарию в итоге будут работать на практике с новым документом в нашем регионе, ясности еще нет. Пока депутаты Госдумы намерены четче прописать лишь ответственность водителей и контролеров, игнорирующих закон. Согласно предложенным поправкам, которые рассмотрят в ближайшее время, за высадку детей-безбилетников из транспорта водителей могут наказать на сумму до 5 000 рублей, а штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 рублей.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, из группы «Калужский троллейбус | Официальная группа» в соцсети «ВКонтакте».