Симфония русских сказок

Дремучие леса, хрустальные озера, неоглядные поля – в каждой ноте.

Как страницы сказок Афанасьева развернулась в областной филармонии программа концерта «Симфонические картины из русских опер». Калужский молодежный оркестр имени Рихтера выступил с дирижером одного из лучших театров мира, «Новой оперы» имени его создателя Евгения Колобова, Дмитрием Волосниковым.

Лейтмотивом вечера стала тема «Колокола и колокольчики», сочинения, в которых использовались древнейшие инструменты и воспроизведение их звучания оркестром. И это не случайно, ведь дирижер Дмитрий Волосников – художественный руководитель международного фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» имени Евгения Колобова.

Оркестранты коллектива, руководимого Василием Валитовым, справились со сложной программой на бис. Для музыкантов было полезно творческое общение с таким мастером. Он несет культуру уникального театра, где оркестранты выходили в антракте в фойе и общались с поклонниками!

Ученик Евгения Колобова, он работает в «Новой опере» с 1998 года, руководит и дирижирует множеством спектаклей разных стилей, от барокко до минимализма. Дмитрий Волосников – лауреат премии «Золотая маска» за музыкальное решение оперы «DIDO» на музыку Майкла Наймана и Генри Перселла.

Две симфонические картины из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Свадебный поезд» и «Сеча при Керженце», развернулись как свиток жизни Древней Руси. И никакие слайды не нужны, весь видеоряд «под ресницами плывет».

Оркестровое переложение фортепианного ноктюрна Михаила Глинки «Разлука» перенесло зал от «старины глубокой» к сложностям психологии интеллигента позапрошлого века, навеяло чеховские мотивы. Увертюра к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», знаменитый «Рассвет на Москве-реке», ежедневно звучит в нескольких залах по всему миру.

Симфоническая картина «Ледовое побоище» из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» захватила зал. Не счесть влияний этого ярчайшего сочинения на поп-культуру, откровенные цитаты из нее есть и в мюзикле «Призрак оперы», и в фильме «Челюсти».

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского прозвучали в оркестровке Сергея Горчакова. Пьеса «Быдло», подобная стихам Некрасова, рассказала о беспросветной жизни «сеятеля и хранителя». Программа замкнула круг пьесой «Богатырские ворота», содержащей парафразы из «Рассвета на Москве-реке».

Подобно виньетке прозвучал финал, вальс из музыки Арама Хачатуряна к драме Михаила Лермонтова «Маскарад». Солисты областной филармонии дополнили впечатления вокалом. Ольга Невская исполнила арии Марфы из оперы «Царская невеста», Снегурочки из одноименного сочинения.

Ольга Невская, уроженка Тулы, ныне – москвичка, с отличием закончила РАМ имени Гнесиных. В 2000 году певица прошла стажировку в Палермо и Милане. Лауреат крупных международных конкурсов, она солистка Фонда имени Шаляпина.

Жемчужиной вечера стало выступление Федора Тарасова, исполнившего арии Кончака из оперы «Князь Игорь» и Варяжского гостя из «Садко». Его биография сенсационна, певец — доктор филологических наук, лауреат международных конкурсов, приглашенный солист Большого театра России и других многочисленных коллективов. По его словам, «само вокальное искусство соединяет музыку со словом, так что филологический багаж для певца – просто клад!». Тема докторской диссертации баса — «Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературной традиции», монография по ней издана в Германии.

Родился Федор Тарасов в 1974 году в маленькой деревушке под Дмитровом Московской области. Родители после окончания МГУ поехали жить и работать на родину предков. Певец вспоминал, что «по-настоящему заболел Достоевским классе в девятом, когда залпом прочитал его знаменитое пятикнижие. С пеленок в моей душе органично сочетались вольная деревенская жизнь с натуральным хозяйством, и звучание стихов Пушкина и Есенина, пластинок Баха и Гайдна».

В пятнадцать лет Федор Тарасов поступил на филологический факультет МГУ, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. В 2002-м, когда в Москве проходил Международный молодежный фестиваль искусств, Федор без всякой профессиональной подготовки стал его победителем в номинации «Академическое пение»!

Старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, Федор Тарасов с отличием окончил в 2010 году вокальный факультет Московской консерватории. Певец широко концертирует по России и миру. Федор Тарасов считает, что «воздействие попсы сродни действию наркотика, после принятия которого наступает «ломка». Подобное «искусство» нам усиленно навязывается.

Цель, на мой взгляд, предельно проста: превратить народ в легкоуправляемую потребительскую массу. Именно такой потребитель будет покупать то, что ему навязывают, вести себя так, как ему приказывают. И тогда самый читающий народ в мире превратится в быдло». Голос классики развеивает этот морок.
Кроме феерической программы, в филармонии радуют строгое соблюдение санитарии, напоминания отдельным бесшабашным гостям, о том, что медицинскую маску во время концерта снимать нельзя.

Полтора часа праздника промелькнули радугой. Дремучие леса, хрустальные озера, неоглядные поля, резные терема, их труженики и защитники рисовались каждой нотой. Что бы ни случилось с картой, но эта музыка – и есть Россия, и она пребудет вечно.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА и из открытых источников.