Уроки в райском саду

Ощущение тепла, любви, гармонии на выставке «Портрет от двух до 80 лет».

В Калужском музее изобразительных искусств развернулся международный художественный проект «Портрет от двух до 80 лет» Марка Маргулиса – художника, скульптора, педагога.

Маргулис – член Международной конфедерации Союзов художников, вице-президент Международной ассоциации «Искусство народов мира», Калуга помнит его по ярким выставкам «Учитель и ученики», «Стол».

Учитель черчения и изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах Москвы, в 1980 году Марк Моисеевич организовал школьный кружок керамики, а в 1983-м – детскую экспериментальную студию синтеза искусств «Колор».

Тридцать лет назад Марк Маргулис разработал метод эстетического воспитания школьников и дошкольников, предлагающий объединение в образовательном процессе элементов творческой (живопись, лепка, музыка, пластический театр) и игровой деятельности. Плоды его каждый может оценить, придя на экспозицию.

Еще одно детище мастера – Московский международный музей детского искусства. Сегодня это собрание из 45 000 работ учеников студии «Колор» возраста от года до семнадцати лет из России, Казахстана, Украины, Армении, Грузии, Франции, Англии, США, Германии, Испании, Португалии, Японии, Египта, Конго, Австралии, Польши.

Учитель рассказал, что нужно для пробуждения в ребенке умения видеть и творить.

– Марк Моисеевич, сейчас нет единых государственных образовательных программ, поэтому во многих школах в среднем звене нет уроков рисования и черчения. Как вы к этому относитесь?

– Раньше рисование преподавали в школах с первого по шестой классы, потом – черчение. Отсутствие такого образования лишает детей развития творческих способностей.

– Связаны ли мелкая моторика рук, развивающаяся, в частности, при рисовании, с мыслительными способностями?

– Весь мой опыт работы с детьми это подтверждает. Если ребенок растет в нормальной семье, где родители водят его на прогулки, обращают его внимание на красоту природы, будь то закат солнца или спешащий муравей, если дома звучит классическая музыка, читают книги, висят картины, то он нормально развивается. У него моторика естественная.

При отсутствии у детей такой благоприятной среды моторика хуже. Если ребенок, придя в студию в пять лет, впервые видит гуашь, у него возникает страх, он скован, несвободен. В школе дети рисовали на маленьких листочках, перед большим форматом робеют, а размер имеет значение.

Я сам, например, уже в два с половиной года узнал, что такое восход, когда меня родители взяли на рыбалку. Вначале взрослый должен натолкнуть ребенка на мысль, показать объект: «Посмотри, какое небо!». И я начинаю представлять в облаках медведя, вижу тонкие изменения цвета. Так развивается умение наблюдать. Я в семь лет начал читать Чехова, он уже тогда был мне интересен. Формирует среда.

– Прав ли Пауль Клее, утверждая, что «искусство делает мир видимым»? Может быть, только с подачи Левитана мы увидели красоту природы?

– Нет. Вначале учит сама природа.

– Сейчас требуют, чтобы к приходу в первый класс ребенок уже умел читать и писать. В результате многие держат ручки и карандаши неправильно, большой палец не противопоставлен остальным, исчезло одно из важнейших отличий человека от обезьяны…

– Мы показываем, как работать правильно, и это усваивается. Приходя два раза в неделю в студию, зимний сад, ребенок видит двести сорок видов растений, цветники, пальмы, бассейны с яркими рыбками из Танганьики, Амазонки, с Суматры. У нас свободно летают попугаи, пятнадцать лет бегал между мольбертами кролик…

– Ваши уроки проходят в райском саду! Почему из тысяч работ вы выбрали и привезли на выставку именно этот детский рисунок.

– Здесь показан сравнительный анализ творчества. Посмотрите, как Илья Журавлев изобразил себя, папу, маму в трехлетнем возрасте и в семь лет.

– Прогресс колоссальный.

– Изначально я был реалистом, научился абстракции у детей. Так появились эти автопортреты, скульптурные и живописные. А вот Иулита, она приехала на открытие выставки из Москвы…

–… Как многие ваши ученики, несмотря на снежные заносы.

– Сколько тебе было лет, когда ты пришла в студию? – спросил учитель. – Шесть, – ответила маленькая гостья. – А сейчас? – Двенадцать. – Вот портрет, где она меня изобразила в семь лет.

– Какой красивый учитель, а глаза усталые, с краснотой…

–… Нет, наоборот, очень живой! (Возразила девочка). – А вот портреты прабабушки, бабушки Иулиты.

– Какие нежные и женственные образы! Дорого стоят ваши уроки?

– Большая часть детей занимается бесплатно, студию уже тридцать четвертый год поддерживает Московский зоопарк. Студии – сорок один год. В 1980-м нам под Московский международный музей детского искусства и студию дали помещение, а в 1992-м отобрали, время поменялось.

– Что это за инсталляция с сухими розами?

– Это в память о моей бабушке, он кричит в окно: «Марик»… – … «иди обедать»!

– Да, да!

…Ощущение тепла, любви, гармонии обволакивает на выставке. С портретов смотрят лица любящих и любимых, и авторам, и моделям — от двух до восьмидесяти лет. Создание райского сада для детства решит все проблемы общества, когда эти дети вырастут. Не пора ли вернуться к практике «Все лучшее – детям»?

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.