Юбилейное танго

Дом музыки начал марафон юбилейных концертов.

В этом году круглые даты ожидают сам приют меломанов, его камерные оркестр и хор да и руководителя вокального коллектива Маргариту Кулаеву.

По этому случаю многие завсегдатаи Дома музыки пришли на концерт «Настроение – танго» с пышными букетами, в том числе министр культуры Калужской области Павел Суслов, глава городского самоуправления города Калуги Юрий Моисеев, начальник городского управления культуры Яна Васина. Добрые пожелания и поздравления сменились музыкальной премьерой.

«Мессу-танго», или «Мессу из Буэнос-Айреса», аргентинец Мартин Палмери посвятил своему знаменитому соотечественнику Астору Пьяццолле. Опыт оказался заразительным, и в 1997 году итальянский композитор, аргентинец по происхождению Луис Бакалов создал свою «Мессу-танго».

Танго долгое время считалось порочным и было запрещено церковью. «Русская музыкальная газета» в 1914 году писала, что «высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием, предостерегающим против танго и иных новейших танцев». Император Вильгельм запретил своим офицерам танцевать танго. Архиепископ Парижский и другие епископы Франции публиковали послания против этого танца.

Несмотря на танцевальный ритм, произведение Палмери – настоящая католическая месса для солистов, хора, бандонеона и оркестра в стиле Танго нуэво. Мировая премьера состоялась в Буэнос-Айресе в 1996 году в исполнении национального симфонического оркестра Кубы. Так началось быстрое, как пожар, распространение произведения по миру. Ему аплодировали в Кордове, Мендосе, Нью-Йорке, Фрайбурге, Барселоне, на Тенерифе, в Вене, Санкт-Петербурге.

Традиционная шестичастная форма мессы сложилась семь веков назад, но до сих пор изменяется и развивается, что говорит о ее жизненности. Эта новая музыка подтвердила слова мудреца, что всякое настоящее искусство интернационально по содержанию и национально по форме.

Мелодия, гармония и ритмы соответствуют особенностям музыкальной культуры Южной Америки, а история страдания и воскресения универсальна. Партия бандонеона, разновидности гармоники, выступает в качестве то главной мелодической линии, то ритмической основы, она – хранительница «души танго».
Автор «пытался объединить стилевые элементы танго и выразительность хорала, оживить сакральный текст проникновенностью, которую дает специфическое звучание бандонеона».

Назван он так по имени изобретателя – Генриха Банда. Инструмент использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века он был завезен в Аргентину, и именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила пронзительно-щемящее звучание.

Бандонеонист из Брянска Владимир Вислобоков придал эмоциональную наполненность произведению, передавая меланхолию, радость жизни, напряжение. Вокалистка Патрисия Апаева с мастерством и чувством провела сложную сольную партию.

Впереди у юбилейного года – новые премьеры. Следите за афишей Дома музыки!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.