Мина замедленного действия

Елена Гусева об опасности в многоэтажных офисных гигантах.

Так называемые многофункциональные здания являются одними из наиболее потенциально опасных объектов с точки зрения возможности возникновения пожара и последующего тушения. Кто в этом виноват и что делать, чтобы, не дай бог, в Калуге не повторилась трагедия, подобная «Зимней вишне»?

Пожар трехмесячной давности в здании на улице Карла Либкнехта всколыхнул в памяти случившееся в Кемерове. А ведь и у нас в городе, в загоревшемся офисном центре, мог бы в это время работать детский развлекательный центр, не будь пандемии, и могли быть жертвы.

Комментируя случившееся, сотрудники ГУ МЧС по Калужской области отмечали вопиющие нарушения в области требований пожарной безопасности в этом здании, которые проявились в момент ликвидации возгорания.

В одном из помещений на верхнем этаже, превращенном в склад, хранились тапочки, которые заполняли пространство практически до потолка. К несчастью, огонь начал распространяться по этажам с крыши, поэтому швейный цех с готовой продукцией на его пути как нельзя лучше способствовал его распространению. Плюс забитые, закрытые новыми фасадами окна. Как результат – системы дымоудаления в помещении фактически не было. Пожарным приходилось отбойными молотками снаружи долбить технологическое отверстие.

В прошлом хладокомбинат, в настоящем – многофункциональный центр. Производственное здание нынешние хозяева по частям сдают в аренду. При этом арендаторы по-всякому перепланируют помещения, руководствуясь своими интересами.

Ситуация, описанная выше, характерна для большинства подобных зданий Калуги. В результате такой перепланировки, к примеру, вместо одного большого зала может появиться два или три магазинчика или конторки. Причем их владельцы не заморачиваются над тем, как будут покидать помещение в случае возгорания.

– Что из себя представляет здание на момент постройки? – поясняет начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий ГУ МЧС Алексей Петрушин.

– В нем все сделано с учетам правил противопожарной безопасности. Например, с каждого этажа предусмотрено минимум два эвакуационных выхода. Но когда происходит перепланировка и этаж разделяется на две части, второй оказывается закрыт перегородкой.

Петрушин настоятельно порекомендовал собственникам быть очень внимательными, когда их арендаторы приспосабливают помещения под свои нужды или меняют функционал здания. Зачастую нанятые по договору ответственные за ТБ не являются специалистами в этой области и не разбираются в пожарном деле.

В офисном здании на Карла Либкнехта сотрудники МЧС проводили проверку семь лет назад, выписали предписания, которые руководство выполнило. Но с тех пор пришли новые арендаторы и шаловливыми ручками переделали и перестроили внутренность помещений.

Проверять предприятия малого и среднего бизнеса с 2016 года и по 2018-й было запрещено. За это время в Калуге торговые центры выросли словно грибы после дождя. Как ни цинично звучит, пожар в «Зимней вишне» открыл глаза многим на истинную ситуацию в ТЦ. Последовавшие тогда проверки выявили вал нарушений и предписаний.

Но, к сожалению, мозги многих наших частных предпринимателей так устроены, что ищут любую лазейку для того, чтобы на чем-то сэкономить. И экономят на безопасности, пренебрегая неписаными правилами.

Кроме того, действует формальный принцип: «Я предписание исполнил, значит, ко мне претензий нет». На самом деле с тех пор, как инспектор пожарной охраны последний раз посетил торговый центр, прошел уже не один год, и очередной ИП, снявший помещение, что-нибудь да поменял в нем.

В прошлом году из-за пандемии начавшиеся было вновь проверки по пожарной безопасности, в том числе торгово-развлекательных центров, прекратились. Пожарные инспектора, чтобы как-то контролировать ситуацию в них, предлагали предпринимателям проводить учения по эвакуации с сотрудниками. Ответная реакция была неоднозначной. Кое-кто посчитал это излишним, мол, МЧС больше заняться нечем.

На самом деле такие учения с персоналом нужно проводить хотя бы раз в полгода, так как люди в магазинах меняются, а то, чему научили, без повторения забывается.

С этого года такие занятия предписывается проводить не только с персоналом, но и посетителями в рабочее время, со всеми, кто находится на объекте. Несмотря на очевидные неудобства как для продавцов, так и для покупателей или посетителей офиса, на мой взгляд, это лучше, чем учить порядок действий в теории, отрабатывать его в пустом ТЦ.

В этом году, как рассказали нам в областном управлении, проверять предприятия и организации на предмет пожарной безопасности будут по-новому. Вводимый так называемый риск-ориентированный подход предполагает, что периодичность и форма профилактических мероприятий зависят от опасности объекта и вероятности возгораний на нем.

Уже сейчас все предприятия, здания, в том числе и торгово-офисные, разделены по категориям риска. К примеру, сады и школы относятся к категории чрезвычайного и высокого риска и потому проверяются инспекторами раз в год. Небольшое частное предприятие входит в категорию среднего риска и проверяется … раз в пять лет. Можно представить себе, сколько раз за это время какая-нибудь фирма по продаже товаров может заехать и съехать из одного помещения, оставшись незамеченной для пожарного надзора.

К лету каждому зданию должны присвоить свой коэффициент пожароопасности. Зависеть его оценка будет в том числе от этажности, наличия сигнализации и соблюдения правил по ПБ. Те, кто серьезно будет подходить к рекомендациям пожарных, соответственно и проверяться ими станут реже, потому что смысла в этом нет.

Будем надеяться, что такой индивидуальный подход будет работать, а субъекты малого бизнеса, расположенные внутри многоэтажных гигантов, перестанут быть минами замедленного действия.

Елена ГУСЕВА.

Фото Topcor.ru, Gtrk-kaluga.ru, Ru.sputnik.kg, Mchsmedia.ru, Stnews.ru, Firecontrol.su, Abvmaster.ru.