Мораль Мольера

В Калужском драмтеатре прошла премьера спектакля «Мизантроп».

Режиссер спектакля Евгений Маленчев окончил  «Школу театрального лидера» при Центре имени Мейерхольда, участник режиссерских лабораторий под руководством Миндаугаса Карбаускиса и Юрия Бутусова, стажировался в МХТ имени Чехова под руководством Константина Богомолова.

Калужский гость — руководитель тульской театральной компании «Барабан» и режиссер-постановщик Тульского академического театра драмы. Художник-постановщик спектакля, Анастасия Бугаева, — соруководитель мастерской художников театра в Школе-студии МХАТ, читала лекции по сценографии в колледже Беркли (Бостон, США). Бугаева работает с МХТ имени Чехова, Театром наций, Мастерской Петра Фоменко, театром имени Вахтангова, «Современником».

Федор Кондращев удачно оформил действие музыкой, придав параллельный, подспудный смысл и напряжение. Художник по свету Нарек Туманян выигрышно использовал контражур, стилизовав иные сцены под графику.

Мольер, театральный революционер, придал «низкому» жанру комедии черты «высокой» трагедии. Он вернулся к античным образцам, превратив смех в оружие борьбы с пороком. Влияние Мольера на Островского, Фонвизина, Гоголя, Крылова бесспорно. Грибоедов представил в «Горе от ума» русский вариант «Мизантропа», Альцеста в образе Чацкого. 

В центре сюжета — любовный конфликт умного и ранимого Альцеста с кокетливой и расчетливой Селименой, в котором здравый смысл не может побороть страсть. Режиссер спектакля Евгений Маленчев считает, что «Мизантроп» – пьеса о бескомпромиссной любви к человеку:

«Эта пьеса – еще один шанс для каждого из нас стать лучше, возможность посмеяться над собой и найти силы поверить в себя. Мы знаем, что мы не идеальны, но каждый, кто верит, завтра может стать умнее, красивее и честнее, чем был вчера. Наш спектакль о том, какую цену нужно заплатить за возможность быть собой».

Лучше не скажешь, ведь в этом – назначение искусства. Альцеста играли самые блестящие артисты, начиная с самого Мольера. Груз этой роли упал на  Вячеслава Соколова. Для Кирилла Бессонова роль Филинта – логическое продолжение образа Глумова, созданного русским драматургом под влиянием мольеровского персонажа. Дмитрий Казанцев (Оронт) убедительно освоил стихотворный язык, не утопив напевность ритмического рисунка в смысловых интонациях. Валерий Смородин (Баск) блистал раскатистым баритоном.

В центре комедии стоит герой, одновременно и смешной, и трагичный. Альцеста возмущает отступление от спасительных норм морали. Ему не по душе лицемерная дружба (он не хочет стать жертвой предательства), расчетливое кокетство Селимены (он не желает носить «рога»), стремление сделать карьеру при дворе (пустопорожняя рабская суета), купленные судебные приговоры.

Режиссер сделал попытку показать образы через агональную и каталептическую пластику. Альцест буквально корчится от едкой кислоты, грязи светской жизни, разъедающей его чувствительную душу. Диалог соперниц Селимены (Зоя Останина)  и Арсинои (Ирина Якубенко) был достоен криков «Браво!».  Ломаки язвили друг друга под видом комплиментов, а их жесты выдавали неприкрытую агрессию. Обе хороши: одна, кокетка, выдает поклонникам авансы за услуги, вторая, записная христианка, бьет слуг и не платит им денег.

Самым мощным игроком на подмостках стала художник Анастасия Бугаева. Ее декорации-трансформеры представили светский «блистающий мир» как дно тропического моря, где ползают морские звезды и лангусты. По ходу действия Альцест срывает мишуру, и под серебром открывается некрашеная фанера.

Скорлупчатый костюм Селимены — как раковина моллюска, скрывающая ядовитое и скользкое существо. Самоупоенный представитель «элиты», Оронт, в костюме а-ля Фаринелли задевал пачкой из страусовых перьев кресла партера. Бездельники с родословной и рентой, Клитандр (Захар Машненков) и  Акаст (Роман Чечерин), рафинированное воплощение пошлости, выведены на сцену в детских шортиках. Фехтуют эти инфантильные плейбои исключительно на пальцах. Их стыд редуцировался вместе с душой как ненужный орган, ведь для паразитических форм жизни характерно упрощение. Альцест расточает бисер своих увещеваний перед свиньями, и они поступают с ним по Писанию. Филинт же считает, что как нельзя обвинять волка в его кровожадности, так нельзя и от человека требовать порядочности. Пожелав Филинту с Элиантой (Елена Короткова) большого счастья и любви, Альцест распрощался с ними. Он пошел «искать по свету уголок», где можно позволить себе быть честным.

С одной стороны, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». С другой стороны — опасно ступить на зеленую лужайку дружбы и любви, но провалиться в болотную жижу предательства, зависти, недоброжелательства. Альцест, предтеча Чацкого, комичен в своих крайностях, но прилично ли человеку «с волками жить – по-волчьи выть»?

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.