Мост Берн – Калуга

В галерее Союза художников России показали необычную выставку.

Несмотря на буйство коронавируса, творческий мост соединил авторов из России, Швейцарии, Германии. В галерее Союза художников представлены результаты международного пленэра у окна.

 «Если деньги не пахнут, у вас ковид». Человечество учится жить под дамокловым мечом новой постоянной угрозы. Чтобы выжить, нужно уметь взглянуть на опасность с юмором, оценить новые возможности. Это сделали художники, организовав международную экспозицию.

«У каждой тучки есть золотая каемка», вынужденное одиночество освобождает время для творчества. Творческое содружество началось в благополучные времена, до пандемии, когда Ульрих Памматер, Рут Баталь, Ригола Каспер приезжали на пленэры в Калугу и были очарованы старинной архитектурой, природой и привольем. Очередной пленэр планировали провести в мае, но помешала пандемия.

Тогда Владимир Арепьев предложил провести его заочно, каждый у своего окна. Ульрих Фамматер объявил в Сети об открытии пленэра, пригласил желающих. Откликнулось около семидесяти авторов! Среди россиян — Иван Харченко, действительный член Академии художеств из Сергиева Посада, Анатолий Жлабович из Боровска, Михаил Решетнев из Брянска. Идею проекта подал  Владимир Арепьев, он же осуществляет руководство с российской стороны, руководитель со стороны Швейцарии — Берно ц’Брун (Berno z’Brun).

Весной 2020 года прошел международный онлайн-пленэр, наша газета рассказывала о его участниках. Художники писали картины в студии, дома, на даче, но не на открытом пространстве. Более сорока авторов включились в карантинный марафон и создали около ста картин и графических листов. Заслуженный художник России Владимир Арепьев считает, что «во всех картинах есть что-то уникальное, хотя бы сам факт их создания!

Идея пленэра, поддержанная художниками России, Швейцарии, Германии, говорит о том, что творчество трудно остановить запретами и ограничениями. Этот опыт показал, что художники не такие уж индивидуалисты, как их представляют зрители, да и они сами… 

Неизвестность редко вдохновляет… Зыбкость и непонимание происходящего в «самоизоляции» придали картинам некую хрупкость. Работали без мечты об успехе или желания сделать лучше… Не было ни дождей, ни ветров, ни закатов и восходов солнца. Даже, кажется, и весны-то не было»… 

Международный проект «Взгляд из самоизоляции» стартовал в апреле, затея развивается, в ее рамках в сентябре в швейцарском Берне, в школе Stettlen, состоялся вернисаж, на который представили работы сорок два автора. Поскольку российские участники не могли присутствовать на нем, Владимир  Арепьев и Сергей Золотарев представили свои картины через скайп.

На фотографиях видно, что работы активно обсуждались швейцарскими коллегами, а калужане давали пояснения. В Калуге сейчас проходит ответная выставка, в которой участвуют художники из Калуги, Балабанова, Малоярославца, Белгорода, Брянска, Сергиева Посада. Работы швейцарских и немецких авторов представлены на афише вернисажа.

Анатолий Жлабович  изобразил «джентльменский набор» больного ковидом – груду дорогих лекарств на подоконнике. Татьяна Астахова развила свой изящный цикл «Окна». Станислав Баранов показал «Девушку с яблоком», как птицу в клетке карантина. Для В. Егорова  из Малоярославца самоизоляция стала «Временем подумать», а «Светлую Пасху» он отпраздновал натюрмортом из лесных первоцветов. Светлана Родионова  увидела весну через лиловые гиацинты, выращенные в «неволе». «Любопытный воробей» смотрит через окно, как работает затворница. 

«В тяжелые времена пандемии важно не только выжить! Не менее важно, чтобы не из ума». И лучший способ для этого – творчество.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото  из архива Владимира АРЕПЬЕВА.