Страсти под мостом

Не везет Калуге с уличным искусством, не приживается оно на просторах городского ландшафта.

Скандалы из-за стрит-арта возникают с незавидной периодичностью. То мурал с Гагариным обидит многих калужан, то кота ученого начинают двигать туда-сюда, то арт-объект фестиваля MOST на Театральной улице становится общественным туалетом.

Очередная волна недовольства поднялась на днях по поводу закрашенных рисунков на опорах Анненского моста. Как только стало известно об этом, социальные сети буквально взорвались гневными отповедями. Естественно, первыми высказались те, кто в любом случае видит глобальные причины: «Серая Россия, живем сами знаете где, чего ждать от этих…», и т.д.

Суть дела такова. Художественная студия Spraystar и калужский райтер Deonis Thekko aka. DEO еще в октябре завершили некоммерческий проект «Лава-ламповый курорт». Почти год они расписывали опоры моста через Оку в Анненках на Южном обходе Калуги.

«Проект «Лава-ламповый курорт» был запечатлен в готовящемся к выходу документальном фильме, презентован на местном фестивале актуального искусства и собрал множество положительных комментариев. Несмотря на труднодоступное расположение, где раньше можно было встретить только рыбаков, «закладчиков» и грузовики, возящие песок из карьера, туда стали целенаправленно приезжать люди. Погулять, посмотреть, пофоткаться»,

— пишет райтер в своем Instagram.

Мы съездили посмотреть на «вандализм». К слову, место это действительно, как пишет райтер, «труднодоступное». Чтобы насладиться творчеством уличного художника, нужно обязательно надеть сапоги и пройти минимальную альпинистскую подготовку. Спуститься под мост не всем под силу, а шлепать по грязи не всякому понравится.

Впрочем, ценителям подобного творчества труднодоступность не помеха. Как иначе можно объяснить скорость, с которой известие о закрашенных опорах разнеслось по свету. Видимо, действительно посещали сей арт-объект люди.

Реакция со стороны руководства управления дороги Москва — Бобруйск последовала незамедлительно.

«Поручения от компании не было. То есть информации от нас по закрашиванию данного объекта подрядной организации не поступало. Когда узнали об этой ситуации, мы провели расследование. Оказалось, что подрядчик закрасил это сам в рамках работ по содержанию данного объекта. Мы созвонились с арт-художником и договорились с ним о встрече. Мы определим, как можем дальше сотрудничать на «законных» основаниях, чтобы не возникало спорных ситуаций»,

— рассказала пресс-секретарь управления ФКУ «Упрдор «Москва — Бобруйск» Светлана Забродская.

Вслед за этим последовал комментарий к происшествию от городского головы Калуги:

«Считаю, что стрит-арт — важная часть современных городов, и в этом Калуга старается соответствовать. Здесь очень важны баланс и гармония. Предлагаю сделать стрит-арт-площадку под Гагаринским мостом, находящимся в ведении муниципалитета, чтобы в нашем городе всегда было место для уличного искусства.

Только что связался с автором работ. Пригласил принять участие в наполнении нашего уличного арт-пространства»,

— написал на своей странице в соцсетях Дмитрий Денисов.

Казалось бы, накал страстей снят, конфликт практически исчерпан, художнику предоставят возможность реализовать свои творческие потенции под другим мостом. Но не все так гладко.

Под тем же Гагаринским мостом другой уличный граффити-художник, который известен в интернете под ником Deonis Thekko, весной разрисовал опоры картинами на тему коронавируса.

Продержался этот арт-объект недолго. Креативные и недалекие последователи его творчества тут же оставили свои метки. Размалеванные, видимо, краской из баллончиков, эти опоры стоят себе уже долгое время и никого пока не возбудили «осквернением искусства».

В чем же дело? Почему действия подрядчика, закрасившего опоры возводимого им моста, повлекли за собой бурную реакцию, а по сути, хулиганство неизвестных людей под Гагаринским мостом было никому не интересно? Скорее всего, сыграло здесь пресловутое: они-же-тупые-чиновники-бюрократы, которым главное — «карманы набить». То есть  весь сыр-бор вокруг опор Анненского моста связан не с искусством, а желанием некоторых пнуть власть по любому поводу. Пнуть не удалось, большого скандала не получилось, даже после вмешательства вездесущего блогера и урбаниста Ильи Варламова. Именно он озвучил эту фразу про «серую страну».

Однако главное, на мой взгляд, даже не в этом, не в «страстях» под мостом. Главное в другом. Если произведения современного искусства калужане используют для удовлетворения малой нужды, если практически любую инициативу, избавляющую город от этой самой «серости», встречают в штыки, то резонно возникает вопрос – а нужно тогда это в Калуге? И, наверно, ответив откровенно на этот вопрос, можно принимать решение о дальнейшем привлечении уличных художников, развитии современного искусства в городе. Иначе «страсти» будут лишь в соцсетях на потеху диванным критикам.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото Игоря РУЛЁВА, Игоря КОРНИЛОВА, «Калуга 24», Андрея ХОРОШАВИНА.