О фейках в интернете

В среду, 11 ноября, в Инновационном культурном центре Калуги состоялся семинар «Современная журналистика: цифровые вызовы», которую подготовила для коллег медиакорпорация «КАЛУГА СЕГОДНЯ». Региональным журналистам и начинающим авторам рассказали, зачем вести блог, как отличить фейковую информацию от реальной и как работать с социальными сетями.

К примеру, на первом мастер-классе «Вербальное коммуницирование в Сети», который провела коуч Яна Миронова, участники выполнили практическое занятие. По его итогам они заявили, что им стоит учиться дальше, ведь еще многие из них не готовы выходить, к примеру, в живые эфиры в соцсетях. «Пока я снимаю короткие сторис, но я там молчу», — делились впечатлениями участники-студенты.

Эксперт Александр Малькевич обозначил свою часовую лекцию как советы «не выглядеть глупо СМИ и ньюсмейкерам в эпоху новых медиа». По его словам, весь этот год его любимой темой остаются так называемые фейки, ведь Малькевич руководит в Общественной палате России рабочей группой по противодействию распространения недостоверной информации в интернете.

По его словам, секрет успеха ложной информации отчасти заключается в том, что новый читатель положительно реагирует на число лайков и репостов, которые набирает новость. И чем выше их число, тем вероятнее, что жертва угодит в расставленный «капкан».

Малькевич рассказал о десяти основных признаках фейков. Первым, который должен заставить читателя задуматься о достоверности информации, служит анонимность. Когда не указаны ни автор, ни источник новости, ее почти наверняка нельзя считать подлинной. Вторым признаком эксперт назвал иррациональность сетевых «фальшивок». Практически всегда они говорят о несчастьях и ужасах, поджидающих россиян, «сотнях трупов», которыми завалены улицы в силу каких-то причин. Причем сообщается об этом «с высоким градусом накала страстей». Подобные новости «сыплются» из Ватсапа и вайбер-чатов, заполоняют соцсети.

Если же речь идет о фейковых вбросах, то их определить довольно просто по тому, что практически одновременно в самых разных пабликах одного региона появляется одно и то же сообщение. Чаще всего вброс сопровождают просьбы к максимальному репосту информации, которая «может спасти тысячи жизней». Ведь «власти скрывают правду».

Порой, как пояснил Малькевич, материал сопровождается поддельными фото или кадрами из фильмов. На популярность фейков работает и отсутствие у читателей возможности качественно переварить, усвоить поступившую информацию. Причин несколько – нехватка времени с избытком информации, которую современный человек получает ежедневно. На бегу сложно определить достоверность новости. И обратить внимание на источник, даже если он указан. Один из сотни прочитавших пройдет по указанной ссылке, остальные просто отправят фейк друзьям. Между тем, прочитай они источник, оказалось бы, что в оригинале написано в точности противоположное тому, что указано в кричащем заголовке.

Многие новости пересматривают в скриншотах, что любит практиковать информагентство сатирических новостей «Панорама». И их также легко передать друзьям.

Как же защитить себя от фейков? Малькевич считает, что выход только один: практиковаться и наращивать медиаграмотность. К примеру, читая что-либо в соцсети, обращать внимание на то, когда была создана страница. А также поменьше слушать так называемых «сетевых экспертов», которые разбираются буквально во всем лучше специалистов. Ведь даже не со зла, а из желания поднять свою самооценку они вводят в заблуждение читателей.

Труднее со СМИ, считает эксперт, которые также могут попасться на удочку фальшивке. Тут надо смотреть, на кого ссылается издание или портал, стоит ли доверять ему самому, ведь зачастую никто об этом СМИ не слышал. И проверить, не противоречит ли заголовок содержанию новости или статьи, не вырвана ли цитата из контекста.

Лекцию, которая продлилась, к удовольствию слушателей, более часа, Александр Малькевич завершил рассказом о собственном опыте депортации. Впрочем, это совсем другая история.

Александр Малькевич пришел в гости на стрим ютуб-канала «Знамя».

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.