Воруют…

Павел Гильдиков о росте преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По данным Вестника Генпрокуратуры РФ, Калужская область по итогам восьми месяцев этого года — в числе «лидеров» в Центральном федеральном округе по числу зафиксированных преступлений в сфере ЖКХ. О том, что стоит за цифрами данной статистики, рассказал в интервью начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции облпрокуратуры Павел ГИЛЬДИКОВ.

— Павел Николаевич, прокомментируйте многократный рост количества зарегистрированных «коммунальных» правонарушений в этом году.

— Основная причина – увеличение выявленных преступлений коррупционной направленности. Из 40 зарегистрированных в этом году преступных деяний в сфере ЖКХ таковых оказалось 36.
Это произошло, я считаю, за счет активизации работы по выявлению преступлений, которые связаны с хищением денежных средств предприятий, задействованных в этой сфере, в том числе полученных от населения. Сейчас на стадии завершения находится уголовное дело в отношении должностных лиц МУП «Калугатеплосеть». Сумма похищенных средств, собранных с населения в качестве платы за предоставление услуг ЖКХ, — более 100 миллионов. На имущество фигурантов в сумме более 40 миллионов наложен арест.
В рамках этого дела привлекалось девять человек. Почти за каждым стоит по нескольку преступлений. В том числе было возбуждено восемь уголовных дел по статье 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» на сумму более 20 миллионов.

— Каким образом происходило воровство денег плательщиков?

— Суть преступления сводится к тому, что якобы проводились работы по обслуживанию котельных, а по факту – нет. Заключались фиктивные договора, к примеру, на очистку дымоходов, промывку систем, на сумму до 100 000, чтобы не выставлять эти работы на торги. Таким образом, похищались денежные средства предприятия. Но мы же с вами понимаем, что это и средства плательщиков коммунальных услуг, которые должны были быть использованы на обслуживание текущей деятельности котельных, но они выведены из оборота и потрачены на другие цели.

— Помимо хищений, связанных с вышеупомянутым предприятием, какие еще крупные преступления в этой сфере были раскрыты за последнее время?

— Пять уголовных дел возбуждены в отношении руководителей муниципальных унитарных предприятий, занятых в жилищной сфере, которые присваивали денежные средства заводов. Так, директор одного из них начислил себе премий в сумме около 160 000 рублей. В ходе расследования уголовного дела на имущество фигуранта наложен арест на сумму более 850 000.
В текущем году Калужским районным судом Калужской области вынесен приговор в отношении замдиректора калужского предприятия по повышению энергетической эффективности, который пытался получить взятку за подпись на акте приемки работ по ремонту кровли многоквартирного дома. В ходе дела было установлено еще два эпизода преступной деятельности. Ему назначено наказание по совокупности в виде лишения свободы на пять лет со штрафом три миллиона рублей и лишением права занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также муниципальных предприятиях.

— Почему коррупционные дела, и в особенности в области ЖКХ, так долго расследуются?

— Проблема состоит в том, чтобы доказать факт воровства или взятки по прошествии времени. В отношении Калугатеплосети могу сказать, что мы около двух лет раскручивали воровскую цепочку, тянувшуюся с 2013 по 2017 годы. Это был такой кропотливейший труд всех оперативных подразделений с участием ФСБ, следственного подразделения органов внутренних дел. Каждый договор, сделку нужно было перепроверять, выходить на место, устанавливать, куда ушли деньги.

Сложность этой сферы еще и в том, что денежные средства, поступающие от граждан, трудно контролировать. Вот сейчас также на рассмотрении в суде находится дело в отношении бывшего руководителя одного из калужских расчетно-кассовых центров. ЕРЦ заключил контракт с Калугатеплосетью и управляющими компаниями о том, что он собирает с населения деньги, по формуле распределяет и какой-то небольшой процент оставляет себе. Деньги направлялись, но частично, и нам пришлось проводить сложные экономические экспертизы, чтобы выяснить, сколько денежных средств не дошло до УК и ресурсоснабжающих организаций. Он к тому же заключал фиктивные контракты на оказание услуг – так выводились эти деньги.

В конечном итоге руководителю ЕРЦ был предъявлен иск на сумму более 14 миллионов рублей.

— Какие инструменты есть у прокуратуры для профилактики подобных фактов воровства?

— В рамках противодействия коррупции прокуроры регулярно отслеживают, когда у УК образовывается задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.

Первоначально при возникновении долга руководителям объявляются предостережения о недопустимости нарушения закона. В случае непринятия мер по погашению задолженности и нарушения обязательств перед ресурсоснабжающими организациями рассматривается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ответственных должностных лиц. При выявлении фактов хищений проводится процессуальная проверка с целью инициирования привлечения к уголовно-правовой ответственности виновных лиц.

Тут хотелось бы заметить: как бы полиция и прокуратура хорошо ни проверяли коммунальщиков, всегда останутся какие-то лазейки. Поэтому важное значение имеет общественный контроль. Если в доме есть актив из жителей, сотрудники управляющих компаний более ответственно подходят к своим обязанностям и боятся идти на махинации.

Беседовала Елена ГУСЕВА.

Фото tksu.ru.