О чем мечтают мальчишки в школьные годы? Когда они выбирают свой жизненный путь, конечно, им совсем не интересны токарный станок и укладка асфальта. Им бы в космос или побороздить океаны! Учителя, тем более родители, им здесь не советчики. А вот фильмы будоражат воображение, очень хочется примерить на себя значительный мундир.
Андрею Яшеву повезло – он с самого детства выбрал для себя небо, и в этом помогла семья — для отца и старшего брата авиация была главной профессией. Мальчику очень хотелось быстрее подрасти, быстрее оторваться от земли и вслед за братом смело парить в воздухе под куполом парашюта.
Здесь нужно сделать маленькое отступление. В советские времена и до 2010 года в Калуге было славное КАЛТУ, учебное заведение, которое давало путевку в небо будущим крылатым парням. Получить же право сесть за штурвал самолета можно, только имея положенные «летные часы». Пока у курсантов была такая возможность и машины находились в исправном состоянии, соответствующие документы выпускникам выдавали.
— Все же вы, не раздумывая, после школы отнесли документы в КАЛТУ. И наверняка помните свой первый прыжок. Вам тогда было всего пятнадцать, неужели можно было без страха, вот так запросто, шагнуть из кабины в воздушную бездну?
— Нас с самого начала учили так, чтобы новичок себя чувствовал уверенным, главное – знающим человеком. Не раскрылся парашют – есть запасной, но чтобы такие ситуации не случались, нужна тщательная подготовка, где значение имеет каждая мелочь. У нас были замечательные наставники-инструкторы-парашютисты. Но благодарность не только им, а тому количеству специальной литературы, которую я не то что прочитал – проглотил! Признаюсь, с самого первого прыжка заболеваешь небом, этот диагноз навсегда, не излечиться, не представить свою жизнь без этих «мгновений высоты».
— А где вы считаете опаснее: на земле или там, наверху?
— Аварии везде случаются. Небо лично меня ни разу не подводило. Нас хорошо учили: раскрылся парашют – не расслабляйся, крути головой на 720 градусов, но чувство страха присутствовать должно, если он есть, то есть и большая ответственность. Я не люблю глупых романтиков, которые под куполом парашюта любуются красивыми закатами и захлебываются адреналином.
— И все же давайте спустимся на землю. Печальный опыт брата, когда он оказался летчиком невостребованным, охладил ваш «небесный» настрой?
— Просто я понял, что нужно срочно искать удобную для жизни профессию. Поступил в Академию туризма и, закончив ее, ни о чем не пожалел, по крайней мере, теперь хорошо владею английским.
— Получается, что вы в какое-то время предали свою мечту. Туризм – это ведь все сугубо земное!
— Не совсем так. Городской авиационно-спортивный парашютный клуб в Калуге продолжал работать, а я — прыгать. Сколько у меня на сегодняшний день прыжков – уже не сосчитаю. Это количество дало мне право сегодня иметь статус инструктора. Но, конечно, есть большая разница между хобби и настоящей работой. А чтобы она была непременно связана с авиацией, я отодвинул туризм в сторону и выбрал небо, поступив в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Поскольку у меня уже было высшее образование, учиться понадобилось всего два года.
— Сегодня вы — достойный продолжатель дела отца, он ведь многие годы отдал сложнейшей профессии авиадиспетчера. Место работы – наш Калужский аэропорт. А вы в той же должности, но в Москве, во Внукове.
— Профессия не только сложная, но и в высшей степени ответственная. Вам ведь известно, что первый «крайний» человек в любой аварии самолета – это, конечно, диспетчер.
— Рассказывая о подготовке к прыжкам с парашютом, вы все время делали акцент на выучке, высоком профессионализме спортсмена. А сколько печальных примеров, когда при разборе аварий первой называют не ошибку пилота, а оплошность диспетчера. И никакие записи «черного ящика» не спасут его от клейма преступника.
— Вы, наверное, вспомнили катастрофу Ту-154 в апреле 2010 года, когда разбился польский президент Лех Качиньский? Именно в эти дни снова эта история, приуроченная к круглой дате трагедии, у заинтересованных лиц на слуху. Запись последних переговоров экипажа и предупреждение диспетчера расшифрованы, обнародованы. Но если вмешивается политика, то никакие достоверные сведения ей не указ!
— Предположим, вы абсолютно уверены в правильности своих действий, но ведется следствие, и эти дни вы должны прожить… как?
— В нервотрепке. Но если мы заговорили об авариях, то имеет смысл вернуться к истории Калужского парашютного клуба. Нет самолетов. Свой срок учебные машины выработали. Предстоит ремонт (назовем это реанимацией), который могут провести в Москве на авиационном заводе. Знаете, сколько это стоит?! Клуб – бюджетная организация, ему вовек такую сумму не собрать!
Что-то в этой истории многое непонятно и нелогично. Сегодня, когда так активно в стране продвигаются различные молодежные клубы, открываются центры для талантливых умов, спортивные комплексы, проекты, проекты. Разве не было в свое время блестящей идеей под попечительством ДОСААФ приобщить молодых к летной профессии, дав им первоначальное авиационное образование? Разве не известен на сегодняшний день недостаток кадров в этой сфере? Вы сказали, что от неба вас не оторвать, как не оторвать от гаджетов огромную армию нынешних молодых. У вас сын-подросток, который, как и вы, влюблен в небо. Но суждено ли сбыться его мечте, если на дверь авиационного клуба Калуги будет повешен замок?
Евгения МИЛЕНУШКИНА.
Фото из семейного архива.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях