Сны о полётах одного программиста

Роман Бурмакин о том, как не поздно вернуться к своим мечтам и полететь.

Анастасия мечтала о небе со школы и планировала поступить в МАИ или летное училище, но родители решили, что девушке нужна «нормальная» профессия, и она выучилась на программиста. О своем пути к мечте с нами поделилась пилот Анастасия Белякова.

— Я родилась и выросла в Норильске. Город, который находится на полуострове Таймыр за Полярным кругом и оторван от остальной земли. Суровые погодные условия Крайнего Севера очень закаляют характер и делают человека добрей.

— Когда ты впервые задумалась о полетах? Помнишь, как это было?

— Помню. Из Норильска можно только уплыть по Енисею или улететь самолетом. Сейчас навигация на Енисее круглогодичная, раньше была только летом. И большую часть года самолет был единственным транспортом, связывавшим Норильск и материк. Первый аэропорт здесь назывался «Надежда» именно по этой причине. Сейчас на его месте стоит металлургический завод, который носит это название. С самого раннего детства самолет для меня — это что-то несущее жизнь и радость.

— Сколько времени прошло от мечты до ее воплощения? Какие были препятствия? Близкие помогали или, наоборот, были против?

— Надо мной все смеялись. В Норильске это было настолько нереальным желанием, что выходило за грани понимания. Там проще стать маркшейдером или металлургом, чем пилотом. Когда я сказала, что после школы хочу в МАИ или летное училище, то родители меня не поддержали, а отправили в Норильский индустриальный институт. Сказали: «Получи образование, потом будь кем хочешь». «Кем хочешь» я смогла стать только в 30 лет.

— Как проходила учеба? Можно сравнить с обучением в автошколе?

— Не совсем. Я училась в автошколе, там проще. В авиации есть необходимые для полетов дисциплины, которые на земле, для авто, не так важны: например, метеорология, навигация, есть правила ведения радиообмена и многое другое. Учеба в авиации сложная, но интересная. Когда любишь то, чем занимаешься, нет желания прекратить, и это не надоедает.

— Когда есть права на управление самолетом (или как они правильно называются?), где взять самолет? Можно ли купить свой собственный и поставить в гараже?

— Права на управление самолетом называются лицензия пилота. Самолет можно купить, они продаются на заводах, есть аэродромы, которые занимаются продажей. Можно также купить уже подержанный самолет. В гараж он не влезет. И ставить его лучше на аэродроме: там можно арендовать место в большом ангаре или поставить свой маленький «сарайчик» для своего «пепелаца».

— На каких самолетах летаешь? Хотела бы управлять пассажирским боингом?

— Я летаю на «маленьких» самолетах. Это Cessna, NG-4, Як52. На пассажирском самолете нельзя крутить пилотаж. Если другой альтернативы летать не будет, тогда, конечно, придется идти в гражданскую авиацию.

 — Расскажи про самый дальний или самый сложный полет.

 — Самый дальний у меня был в качестве пассажира на S7. А самый сложный — в плохую погоду, подходила гроза. Воздух в такие моменты прогрет неравномерно, и легкий самолетик очень сильно треплет и кидает. В сильный дождь еще неприятно летать, плохо видно.

— Это хобби или работа? Можно ли этим зарабатывать на жизнь?

 — Хобби. Зарабатывать на жизнь можно с коммерческой лицензией, тогда пилоты работают в авиакомпаниях — это уже профессия. С лицензией частного пилота можно зарабатывать, будучи инструктором или катать людей — но это очень небольшие деньги, их будет хватать только на оплату аренды самолета или содержание своего. Если нужен хороший заработок — лучше сразу идти в гражданскую авиацию.

 — У тебя есть парашют с собой в полете? Приходилось пользоваться?

— Не во всех типах самолетов предусмотрена спасательная система или парашют. В Як-52 есть парашют, я на нем сижу. Если что-то пойдет не так, то из него нужно выбираться и выпрыгивать самостоятельно – катапультироваться нельзя. А в Cessna и NG парашютов вообще нет. Пользоваться не приходилось — всегда везло.

— Люди путешествуют на велосипедах, мотоциклах, автостопом. Можно ли путешествовать на своем самолете? Взять и полететь в отпуск в Черногорию, например? Приземлиться на каком-нибудь поле, поставить палатку рядом с самолетом и отдыхать.

— Да, это как раз то, что мы с подругами-летчицами обсуждаем. Мы хотим отправиться на самолете в небольшое путешествие. Но на поле лучше не садиться. Предпочтительно на аэродроме и по предварительной договоренности.

— О чем ты думаешь при взлете?

— О взлете. Там ни о чем другом думать нет времени. А если есть, то это небезопасно. Во время взлета и посадки нужно думать о взлете и посадке.

— Есть чувство страха? Страшнее при взлете или посадке?

— Страх в самолете провоцирует панику и неправильные действия. Страх может убить. Боюсь я на земле и, как правило, постфактум. Если чего-то очень сильно хотеть, например, стать пилотом, то ничто не способно этому помешать. Желание покорить небо было настолько сильным, что даже сына назвали в честь Гагарина – Юрием. С пяти лет он пробует себя за штурвалом, понемногу учится, сейчас ему уже десять.

По заверению Анастасии, любой человек может лететь – было бы желание. В Аризоне живет девушка по имени Джессика Кокс – она отличный пилот, несмотря на то что у нее нет обеих рук. Чтобы начать летать, достаточно найти в интернете АУЦ (авиационный учебный центр) и позвонить туда.

Роман БУРМАКИН.

Фото из архива героя публикации.