Слово и дело Владимира Исакова

Судьба генерала Владимира Исакова под пристальным взглядом корреспондента «Знамени».

Мальчишка из провинциальной многодетной семьи, где отец был инвалидом, а мать бригадиром, практически без заработка, сумел достичь высот, которые не могли даже присниться представителям золотой столичной молодежи. На вопрос о том, каким стало самое яркое воспоминание о детстве, он коротко отвечает: «Постоянный труд».

Поводом для встречи с почетным гражданином области и района, которого в последнем знают буквально все – от мальчишки и рабочего на стройке до представителей властей, стало открытие в Воскресенской школе бюста Героя Советского Союза Михаила Угарова, чье имя носит школа.

…Осенний солнечный день. К накрытому простыней памятнику за руку шагают невысокий пожилой военный и мальчишка в школьной форме — правнук Угарова и Владимир Исаков. Строем вытянулись юнармейцы, звучат торжественные музыка и слова, аплодируют многочисленные гости.

По периметру разместились плоды трудов генерала – отремонтированные с иголочки корпуса школы и детсада, в которых работают телестудия, космический музей, музей школы и много что еще. Заходим внутрь. Чистота, красота. Из столовой доносятся лакомые запахи – недавно тут пекли знаменитые булочки. Для ста с небольшим школьников условия просто райские, как в частной школе: новенькое оборудование, современные классы, евроремонт, Wi-fi, пусть пока на территории Воскресенского и прихрамывает Сеть.

К слову, сам Исаков со смехом признается, что почти все раздал в школьные музеи Воскресенского и Кирова, оружие, форму, документы, много что еще. Зачем было собирать, если не раздавать потом? Зачем нужны генеральские связи, если нельзя помочь благоустроить район, построив, к примеру, в Кирове универсальную спортивную площадку с трибунами на 800 мест и хоккейным полем? Вот то-то и оно, что незачем, считает бывший замминистра обороны РФ.

За долгую жизнь Владимир Ильич раздал огромное число интервью. Но с ним хочется говорить снова: его высказывания и советы по-военному лаконичны и мудры.

«Воскресенское, Киров, Калуга – я не делю их. Для меня есть родная Калужская область. И все мои действия на ней согласовывались с губернаторами, мне требуется их поддержка. Так, многое сделано в Воскресенской школе. Создан космический класс с экспонатами, которых нет даже в Калужском музее космонавтики. Ученики были на Байконуре, Эльбрусе, в Кремле, на атомной электростанции. Родители из Кирова хотят, чтобы их дети учились в этой школе. Ее выпускники поступали в училище, имея семь – десять прыжков с парашютом. У одного – 17! Я ему парашютную систему привез. Это же нужно организовать, провести. Болеть сердцем, душой»,

— говорит Исаков.

«А сейчас мы занимаемся второй кировской школой (сейчас она носит имя Исакова. – Авт.). Ей — 85 лет, а она ни разу капитально не ремонтировалась. Я вернулся сюда спустя полвека после окончания – учился в 9 — 10-м классах – и увидел в полу перекрашенные сто раз доски со щелями. Вспомнил, как раньше окна не закрывались и нас заставляли ватой забивать и заклеивать их на зиму. Стыдно было детям смотреть в глаза. Поэтому мы вложили огромные средства, и сегодня она изменилась. В следующем году планируем завершить ремонт. И дети уже смотрят по-другому»,

— подчеркивает бывший замминистра обороны России.

«Я считаю, что нам надо все силы вкладывать в их воспитание. Не будем мы бороться за молодежь, мы с нею станем чужими. Раньше был первый оборонительный рубеж – это страны Варшавского договора. И группа советских войск, которые были в Польше, Германии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, пограничные округа – Прибалтийский, Кировский, Белорусский, Прикарпатский – их нет. А сегодня за Брянском находится НАТО. Не все же в мире спокойно. А посмотрите, какое нагнетание ведут СМИ. За государственный счет Первый и второй каналы с 19 до 20 часов ведут разговоры о том, кто получит квартиру Бари Алибасова. Молодежь сморит и думает: вот и мы такими борзыми должны быть, драться в эфире. Видя мероприятия, подобные сегодняшнему, у молодых рождается уважение к тем, кто прошел войну, локальные конфликты. Дети должны гордиться своей школой, городом. В Кирове нет музея, думаю, что надо сделать. Благодарен своим друзьям, которые помогают преобразовывать все это. Вместе мы — сила и должны работать на будущее наших детей»,

— замечает Исаков.

— Как вам удается в самые непростые времена достигать таких результатов?

«Надо, если взялся за дело, долбить, долбить. Работать, работать и работать – так можно сделать. Если начал – довести до конца. Если бросил, то не стоило и начинать. Вот раньше здание напротив школы выглядело как казарма. Теперь – красота! Мелочь вроде – поставили бюст. Но это патриотично, и двор школы выглядит по-другому. И люди видят заботу о них. На любой должности, которую занимал, я начинал с истории. Почему в стране введен День тыла Вооруженных сил? Я всегда думал, почему для всех есть свой профессиональный праздник, а для трети армии – нет? Это же правильно, если он будет. Ходил к президенту Владимиру Путину. В итоге в 2000 году он подписал указ о празднике, который отмечается уже два десятка лет. Я прошу не для себя. Два года думал, что школе олимпийского резерва нужна ледовая арена. Седьмого апреля вступили на территорию, сейчас сами видите – почти все завершено. К концу октября должно быть все готово. На строительство выезжаю каждую неделю»,

— рассказывает Владимир Ильич.

— Расскажите о фонде имени Героя России генерала армии Виктора Дубынина, который был вашим начальником на Афганской земле.

«Фонд начал работу в 2010 году, за это время 57 преподавателей и слушателей академии Генерального штаба стали его лауреатами. Задачами фонда были патриотическое воспитание и поддержка военнослужащих, участников боевых действий и контртеррористических операций. Ведь это здорово – про каждого кандидата снимался короткий фильм, который демонстрировался в московском кинотеатре «Октябрь» в присутствии его семьи. Но в этом году произошла потеря – умер зять Виктора Петровича, основной спонсор фонда, отец четырех детей. Сейчас думаем над будущим организации. Выпущены книга, фильм, создан музей Дубынина. Знаете, есть такая песня: «Он своих не бросал не убитых, не пленных» — это о Дубынине. Каждый, кто шел с ним на боевые действия, заведомо знал, что если он будет ранен – его спасут, убит – вывезут. Я ощутил это на себе, когда он, рискуя свободой, приказал сесть вертолетам и вывезти меня, раненного, из Джалал-Абада. Звание Героя было присвоено ему в 2013 году, спустя 21 год после смерти».

Цитаты.

 «В детстве самое яркое воспоминание – постоянный труд. Мать бригадиром была, ничего не получала. В семье из шести человек один отец работал, инвалид. Сейчас в Воскресенском осталась одна сестра, которой уже 75 лет. Ни я, ни мои дети здесь не живут».

«Я не ношу крестиков, но церковь есть церковь. Когда я был ранен, я твердил одно: «Боженька, спаси и сохрани».

«В годы службы поспать удавалось пять – шесть часов, как и сейчас. Физическую форму поддерживаю зарядкой, каждый день прохожу не меньше 10 километров. Хотя руки поломаны, ребра и ноги поломаны. А иначе нельзя. Восьмой десяток пошел».

«Первую награду я получил в возрасте 22 лет – «За отвагу на пожаре». В 1972 году горели поля, леса в Подмосковье и под Питером. Я отвечал за серьезный объект под Ленинградом. В подчинении – 135 человек старше меня. Носил потом эту медаль с гордостью, как иные — гроздь других».

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Игоря КОРНИЛОВА и администрации Кировского района.