????????????????????????????????????

Свет – дело тёмное

Кто отвечает за неработающие фонари во дворах многоэтажек?

Грядут темные времена. Световой день становится все короче, а значит, совсем скоро большинство калужан будут уходить на работу и возвращаться вечером домой в темноте. Особенно плотной она станет в некоторых дворах многоэтажек. И потому послышатся в этой непроглядности где шепотом, а где и в полный голос чертыхания в адрес коммунальщиков за набитую шишку, подвернутую ногу или пережитый страх.

Но отсутствие освещения во дворе может быть не только бытовым неудобством, но и причиной получения травм. И тогда жилищно-коммунальный вопрос уже переходит в разряд темы безопасности граждан. Оттого еще больше хочется понять, кто же по закону отвечает за неработающие фонари во дворах жилых домов? К кому обращаться, когда возле дома хоть глаз коли осенними и зимними вечерами?..

Если с проводкой и перегоревшими лампочками непосредственно в подъезде все понятно (это зона ответственности управляющей организации или ТСЖ), то с освещением дворов есть столько «но» и «если», что сразу и не разберешься. С одной стороны, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предписывает, что улицы, дороги, аллеи, мосты, территории жилых кварталов и микрорайонов находятся в ведении органов местного самоуправления. Это так называемые территории общего пользования, и их освещением занимаются электроснабжающие организации, с которыми муниципалитет заключает договор.

В то же время дворы жилых домов не являются «общими территориями», поэтому они – «епархия» УК, которой собственники жилья делегировали право содержать их в должном состоянии. Значит, если не горит фонарь, то звонить в УК или обращаться в ТСЖ?

Не так все просто. Действующее законодательство утверждает: сети наружного освещения придомовой территории не входят в перечень общего имущества в многоквартирном доме, за которые и отвечает нанятая УК или непосредственно ТСЖ. А раз не управляющая компания или товарищество, значит, организацией и ремонтом дворового освещения должны все-таки заниматься органы местного самоуправления?

А как же тогда быть с тем утверждением буквы закона, что дворы не являются территориями общего пользования? Похоже, круг замкнулся. За компетентными разъяснениями мы обратились в Государственную жилищную инспекцию Калужской области. Но в ответе ее специалистов появилось еще одно условие в сложной задаче с дворовым освещением.

Как следует из комментария, полученного редакцией газеты «Знамя» из ГЖИ, фонари как часть сети наружного освещения – внимание! – все-таки могут быть частью общего имущества дома, если придомовый участок, на котором расположен светильник, поставлен на кадастровый учет и включен в состав собственности дома.

— Если земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, то собственники вправе распоряжаться общедомовым имуществом на нем по своему усмотрению, — значится в ответе ГЖИ. – На общем собрании они могут принять решение об освещении придомовой территории с определением источника финансирования и дальнейшего обслуживания дополнительного электроосвещения придомовой территории.

Соответственно, делаем вывод, бремя содержания фонаря и затраченной им электроэнергии ложится на кошельки тех калужан, кто владеет квартирами в доме рядом с уличным светильником. И уже неважно, что фонарь этот может освещать двор, где находятся, скажем, четыре дома. Платить за свет будут лишь в одном из них.

«Потому что если электроэнергия потребляется оборудованием, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, то ее потребление оплачивается собственниками помещений в МКД»,

— поясняют в Госжилинспекции.

В то же время если земельный участок с фонарем не принадлежит жильцам дома, то тогда это зона ответственности… да-да, правильно! – органов местного самоуправления, куда и следует обращаться для решения проблемы недостаточного освещения двора.

Существующая чехарда в вопросах освещения дворов и все эти «если» и приводят в итоге к тому, что УК открещиваются от фонарей возле обслуживаемых домов, а муниципальные власти кивают на УК: дескать, это в их полномочиях.

Калужские дворы меж тем нередко стоят в темноте, а горожане осенью и зимой носят с собой не только зонты, но и карманные фонарики. Однако если все-таки вспомнить, что темнота во дворе может угрожать безопасности людей, их здоровью и, не приведи Господь, жизни, наверное, пора уже раз и навсегда определить, кто будет нести ответственность за темный город – его жители или его власти.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.