«Знаменку» тянет в небо (не удивляйтесь: домоседов в нашем коллективе практически нет). Как говорится, было бы желание, а события найдутся. И они случились: сначала удивительная команда пилота Юлии Крыловой устроила первый в России «авиадевичник», а уже через две недели в том же Бабынинском районе состоялось событие мирового масштаба.

На самом деле появление аэродромов и аэропортов в Калужском крае еще как оправданно: где еще, если не в месте, откуда мысль человека стартовала в космос, открывать небеса? С такими мыслями мы отправились на «Русские авиационные гонки», которые прошли 19 сентября на аэродроме Орешково.

До этого момента, как уверили профессионалы, никто и нигде не устраивал соревнования на реактивных самолетах в формате «Формулы-1». Гонки по самолетному спорту – это вам не футбольный матч, где опасны только мячи и болельщики. Чтобы провести подобное, требуется соблюсти все строгости безопасного режима, пригласить высококлассное жюри и настоящих профессионалов-пилотов, способных показать чудеса точности и выносливости при исполнении программы.

В первых «Русских авиационных гонках» было решено не выбирать самолеты определенной модели, поэтому 11 пилотов взмыли в небо между пилонами на  Л-29, Л-39 и СР-10. Цель – завоевать Кубок России. Задача – пройти по четырехкилометровой воздушной замкнутой «петле» с четырьмя воротами в зоне пилотирования с максимальной скоростью, не допустив крена и тангажа более пяти градусов, вписаться в 25-метровые ворота. По правилам нельзя подниматься выше воздушных ворот. Как же просто все выглядит на бумаге…

Одиннадцать мастеров реактивной авиации из Москвы, Ивановской, Калужской, Московской, Тверской, Тульской и Тюменской областей, Краснодарского и Пермского краев, а также Ханты-Мансийского автономного округа — Югра начали шоу с показательных выступлений, попутно опробовав небо. А потом, когда подмерзшие зрители закрытого мероприятия были готовы к зрелищу, начались квалификационные выступления, в которые прошли шесть пилотов. 

«Первые ворота пройдены… Вторые ворота пройдены… Вторая попытка… Какая скорость… Низко пролетел»: такие комментарии неслись в динамики. На отдельных участках пилоты разгоняли свои самолеты до 500 км/ч, а на виражах перегрузки доходили до семи единиц. Поясним: вес тела в данных условиях увеличился в семь раз по сравнению с исходным. Чтобы представить себе ощущения пилотов, вспомните, что испытываете при  взлете, будучи пассажиром лайнера: ваша перегрузка составляет в тот момент 1,5 g.

Да что там технические трудности: это было красиво! Когда очередной авиагонщик направлял свое ревущее судно на коридор между пилонами, стремительно превращаясь из едва видной черной точки в небе в стального и пугающего красавца, лично мне в голову пришло сравнение с драконами. Те же мощь, скорость и красота.  Как не согласиться с организаторами, которые назвали скоростное пилотирование самолета на предельно малой высоте особым видом искусства.

За происходившим внимательно следила коллегия судей под председательством судьи международного класса Владимира Котельникова. Были учтены все огрехи пилотирования, скорость и точность исполнения.

После подведения итогов лидером, а в нашем случае первым из первых, стал москвич Антон Вареха — пилот-спортсмен авиационной группы «Реакторы». Второе место занял калужанин Владимир Москаленко, летчик 1-го класса, а замкнул тройку лидеров москвич Владимир Лисняк, командир пилотажной группы «Реакторы», летчик 3-го класса. Все трое одержали победу на чешских реактивных Л-29.

Отметим и то, что на РАГ-2020 впервые в истории гонок приняла участие женщина-пилот, воспитанница Орешкова Юлия Крылова.

В ту субботу на аэродроме были не только пилоты, судьи и поклонники. На круглый стол собрались представители всех авиационных направлений, в том числе и разработчики новых российских моделей. На встрече обсуждались перспективы гражданской авиации России и то, какое место в этом непростом процессе могут занять калужские РАГ.  Один из представителей гонок, Алексей Иванов, рассказал о перспективах «Русских авиационных гонок».

По его словам, с 2018 года организаторами проделан очень большой путь в этой спортивной дисциплине.

«Это, конечно, спорт, но из него можно сделать площадку, где можно показывать и соревноваться многим летательным аппаратам вне зависимости от класса, двигателя, статуса. И сейчас наши горизонты сильно расширяются. Поршневые самолеты, реактивная авиация, дальше будут другие летательные аппараты, планов много».

Он обратил внимание еще на один важный аспект: РАГ —  реальные, а не виртуальные соревнования, не симуляторы. По его словам, организаторы гонок хотят вырастить новых героев для нашей страны, какими были Валерий Чкалов и Юрий Гагарин, чтобы молодежь смотрела и тоже хотела стать такими.

«А у нас есть на что посмотреть», — подытожил он.

В свою очередь основатель конструкторского бюро «Ларос» Олег Ларионов, которое с 2010 года занимается разработками новых авиационных моделей, изготавливает, к примеру, дельтапланы, представил  новый поршневой пилотажный самолет «Ларос-31». По словам разработчика, у нового ВС будет модифицировано крыло, большая радиусная скорость и устойчивость. А в следующем году предсерийный самолет уже должен летать.

Турнир в Орешкове завершен, но мы не готовы спуститься с небес на землю. Поэтому и открываем новую рубрику, в которой познакомим вас с небесными асами – пилотами, «реакторами», парашютистами и инструкторами, которые… Нет, не покоряют, а открывают нам калужское небо заново.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

 Фото группы «Аэродром Орешково» в ВК.