Кресло для музы

В Калуге выступил молодежный оркестр имени Святослава Рихтера.

 «В этом кресле сидит муза!» — такими интригующими надписями работники филармонии пометили кресла в шахматном порядке, чтобы не усугублять пандемию. Слушатели почтили 250-летие со дня рождения гения из гениев, Людвига  Ван Бетховена.

Калужский молодежный оркестр имени Святослава Рихтера и его художественный руководитель дирижер Василий Валитов выбрали амбициозную программу, шедевры, знакомые каждому с детских лет. Слушателям повезло, ведь в отличие от репродукции «Джоконды» каждое исполнение музыкальной классики – подлинник, оно заряжает энергией, вселяет в душу благородные чувства и мысли. Коллектив был создан в 2014 году и успешно выполняет свою задачу — популяризацию академического музыкального искусства.

Концерт открыла увертюра к единственной опере композитора, пианиста и дирижера, «Фиделио», музыка, исполненная, как и два других произведения программы, чувств героической борьбы за свободу. Ведущая уместно попросила зал, в котором могли быть и новички, не аплодировать между частями произведений. В исполнении народного артиста России, лауреата международных конкурсов академика РАЕН Юрия Розума прозвучал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

Профессор Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского государственного института музыки имени Шнитке выразительно исполнил титаническое произведение. Третий фортепианный концерт Бетховена был сочинен в 1800 году, и авторитетный музыковед через двенадцать лет писал: «Это, быть может, высшее творение среди тех, что были созданы всеми мастерами в данном жанре».

Партия фортепиано изобилует техническими сложностями. Концерт вслед за Бетховеном исполнил двадцатилетний ученик гения, Фердинанд Рис. Он оставил взволнованные воспоминания: «Бетховен дирижировал и переворачивал мне ноты. Я не мог заставить себя сыграть в публичном концерте облегченную редакцию. И вот Бетховен спокойно садится рядом со мной. Но, когда я дерзко начал трудный пассаж, он, возмущенный, резко отодвинул свой стул. Каденция все же удалась, и Бетховен был так обрадован, что громко закричал «браво!».

В маленькой вселенной шедевра есть борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм. Музыкально-драматический эффект контрастов Бетховен повторно использовал в финале Пятого концерта — солист вместе со струнными подхватывает акцент литавр. Из этой искры разгорается пламенный заключительный подъем. После овации пианист  объявил: «Бетховен!», и на бис бросил в зал аллегро самой огненной сонаты гения. Дополнительная трудность исполнения симфонии заключалась в том, что у каждого меломана своя Пятая. Кому-то ближе интерпретация Караяна, кому-то – Мравинского, но все это недостижимые образцы, созданные титанами. Калужский оркестр взял этот Эверест.

Симфония № 5, написанная Бетховеном в 1804— 1808 годах, — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки, ураган чувств. Эрнст Теодор Амадей Гофман назвал ее «одним из самых значительных произведений эпохи». Автор говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь». Во время работы над симфонией Бетховену было всего 35 — 38 лет, но уже  прогрессировала глухота. В Европе бушевали наполеоновские войны, войска узурпатора оккупировали Вену, где жил автор. Удивительно, но тему судьбы подсказали гению не пушки, а птичка. Пианист Карл Черни и капельмейстер Мюллер независимо друг от друга открыли, что тему Пятой симфонии автор взял, подражая крику … овсянки обыкновенной! Она водилась в венском парке Пратер, где обычно гулял Бетховен.

Многие меломаны не сдержали слез, оркестр удостоили заслуженной овации. Юрий Розум вышел на сцену, чтобы поздравить музыкантов и зал. «Я очень люблю ваш город. Здесь состоялся мой первый в жизни сольный концерт, в библиотеке я играл на пианино. Сегодня родился новый первоклассный симфонический оркестр, хочу поздравить с этим  не только Калугу, но и Россию». Маэстро вызвал на сцену «человека, благодаря которому этот оркестр возник». Бывший губернатор области Анатолий Артамонов поблагодарил артиста «за высокую оценку, может быть, немножко авансом?». И добавил: «Теперь оркестр не только по названию, но и по сути — калужский». Ждем покорения новых музыкальных вершин, рихтеровцы!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.