Двадцатый век «Новой России»

В Калуге прошел XXVIII фестиваль Фонда Святослава Рихтера.

В Концертном зале Юрий Башмет представил государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Приезды автора «Вокзала мечты» всегда содержат интригу. В позапрошлом году он задержался на беседе с Президентом России Владимиром Путиным на… два с половиной часа. В этот раз концерт припозднили на двадцать минут.

Художественный руководитель и дирижер коллектива, народный артист России приехал без своего сказочного альта. Он дирижировал сидя, по памяти, без партитуры. В программе «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век» обещал декламировать стихи народный артист России Сергей Гармаш. Увы, пятикратному лауреату кинопремии «Ника» помешала приехать болезнь. Его роль взял на себя заслуженный артист России Андрей Мерзликин.

Программа смело наслоила друг на друга музыку, поэзию и живопись. Новаторским было и отсутствие объявлений исполняемых произведений. Артист прочел стихи Заболоцкого, Багрицкого, Анненского прямо на фоне великой музыки, полной сложных идей, исполненной мощно, точно, умно, вдохновенно.

Большой оркестр (одних только виолончелей было семь!) проник до самых корней произведений, рисующих бури века. Исполнялись ли все они в Калуге? Вряд ли. Даже арфа была использована в богатейшей оркестровке!

«Остров мертвых» Сергея Рахманинова, сочинение 1909 года, музыка модерна, звучал на фоне набора слайдов картин русских художников. Существуют так называемые программные произведения, под которыми есть конкретная литературная основа, определенные сцены.

Исполненные же в тот вечер сочинения были полны широких философских обобщений. Музыка ведет каждого слушателя в мир собственной души, именно поэтому она и учит, и питает, и лечит. «Русская песня» из оперы Игоря Стравинского «Мавра» прозвучала полнокровно. Один из самых дерзких новаторов века написал ее в 1922 году по поэме Пушкина «Домик в Коломне». Адажио из симфонии № 5 Дмитрия Шостаковича было создано в 1937 году. Автор определил сочинение как «становление личности», путь от сумрачных раздумий, через борьбу, к жизнеутверждению. Тихон Хренников напоил свои партитуры духом крестьянского и городского фольклора, что сказалось и на исполненной симфонии № 1.

…Фестиваль продолжился в Тарусе 10 — 27 сентября близ любимой пианистом дачи, дарившей редкий покой Святославу Теофиловичу. Работники филармонии силились сделать все, чтобы пресечь развитие пандемии – зрителям даже бесплатно раздавали маски.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.