Калуга. Преображение Николо-Козинский храм

На старых фото – храм, уникальный даже для города сорока церквей, которым считают Калугу. Какие бы времена ни стояли на дворе, он работал. Пускал молящихся, принимал исповеди, крестил и утешал. В общем, служил.

Николо-Козинская церковь в Калуге начала свою долгую историю несколько веков назад. В описи 1626 года она была записана как церковь Николая Чудотворца в городе и располагалась на городской площади внутри Калужской крепости. В 1685-м храм был неподалеку от Троицкого собора, на северо-востоке.

Н. И. де Рошефор в своей «Описи церковных памятников Калужской губернии» 1882 года указал, что Николо-Козинская церковь стояла внутри города, но из-за перепланировки Калуги Петром Никитиным была перенесена на нынешнее место, в бывшую Козью Слободку, в 1775 году, тогда же из деревянной став каменной. А в 1844-м построены колокольня, ставшая украшением храма, и трапезная с двумя приделами. Еще через четыре года здесь начала работать церковноприходская школа.

В самом конце века обновили роспись иконостаса, полы покрыли метлахской плиткой, обновили трапезную. Перемены, случившиеся со старым храмом, происходили на деньги крупного благотворителя – калужского мещанина Федора Извекова, пожертвовавшего среди прочих 600 рублей.

С приходом революции 1917 года храм свою работу не остановил. Но в 1935-м пришли перемены, до начала сороковых не дававшие старой церкви покоя. Так, 17 июля настоятелем стал архимандрит Иоанникий (Дмитриев), но под его опекой церковь пробыла недолго: уже в начале октября храм закрыли, а его настоятеля арестовали. Дата смерти архимандрита неизвестна, сам же батюшка был причислен к священномученикам. А в Николо-Козинском храме на год с лишним разместили склад «Заготзерна», потом сюда переехала кафедра «обновленческого» архиерея А. Расторгуева, которая проработала до 1939 года.

После этого Никольский храм закрылся до осени 1941-го, когда его открыли немецкие власти, оккупировавшие город. Третьего октября того же года церковь снова освятили.
Известно, что Калугу освободили от немцев в декабре 1941-го, с их уходом церкви снова запретили служить. Но ненадолго: 1 июня 1945 года по решению советских властей храм снова стал действующим.

Можно было бы сказать, что с этого момента до нынешних дней жизнь храма была спокойной, но нет. С 29 мая 1963 года архиепископом Калужским и Боровским стал Ермоген (Голубев), который сумел изрядно потрепать нервы местным властям, создав при Никольском храме подлинный духовный центр региона, куда стекались на службы массы калужан.

В то время, как пишут историки, Калужская епархия представляла безрадостную картину: после очередной волны гонений здесь сохранилось только 28 храмов, а в 12 районах Калужской области их не было вообще. Однако владыка Ермоген вместе с настоятелем Никольской церкви отцом Иаковом Володиным и старостой Чеботаревым сумели повернуть ситуацию в свое русло. В итоге местный совет по делам РПЦ начинает проводить «нейтрализацию» непокорного архиерея.

Надо несколько слов сказать о личности архиепископа. К моменту его прибытия в Калугу он успел десять лет провести в лагерях за антисоветскую деятельность, после чего в 1953 — 1958 годах построить (!) кафедральный Успенский храм в Ташкенте, воспользовавшись нерасторопностью системы. То же самое он проделал в Самарканде, построил новый собор в Ашхабаде, крещальню во Фрунзе (Бишкеке), отреставрировал и восстановил храмы Красноводска и Мары.

Терпеть такое властям было сложно, поэтому через несколько лет, не желая усиливать конфликт, РПЦ решила перевести Ермогена в Калугу. Что произошло далее, известно. Начался ремонт обветшалых храмов, в область звали молодых священников, для которых тайно устроили гостиницу. На пользовавшегося доверием калужан архиепископа начали строчить доносы, тот же отправлял за штат священнослужителей, которых уличали в «заигрываниях» с советской властью. В итоге летом 1963 года Калужский облисполком принимает решение «Об ограничении деятельности церковников», а потом начинается борьба с церковным звоном, который  якобы разрушает психику горожан.

Согласно документам к 1965 году почти во всех калужских церквях выросла посещаемость, а в Козельском районе открыто крестилось 60% детей и в Малоярославецком — до 87%. С каждым годом число верующих росло.

Яркая страница в истории храма завершилась с уходом владыки на покой в ноябре 1965 года. Только в 1992 году Никольская церковь была отнесена к памятникам архитектуры и градостроительства местного значения. Тогда же здесь открылась и действующая поныне воскресная школа. А в конце января 2007-го решением Правительства РФ Николо-Козинский храм был передан епархии.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, с сайта храма и из личного собрания Д.В. Монахова.