Семейный портрет в интерьере

11 сентября 2020 г. 09:37

В Калужском музее изобразительных искусств работает новая выставка.

Экспозиция династии художников Финогеновых — Стекольщиковых – панорама жизни России за восемьдесят лет. Два зала в бывшем Доме учителя полны драматичными полотнами и графическими листами, и каждый – глава истории от военной поры до сегодняшнего дня.

Художественная династия — пространство, подобное кокону, в котором творчество каждого члена развивается по традициям, негласным законам, один из них – приверженность реализму. Именно благодаря таким авторам Россия в современном мире остается заповедником, хранителем реализма.

Клан берет начало от Константина Финогенова, заслуженного деятеля искусств СССР, лауреата нескольких Сталинских премий, и его жены, живописца Веры Орловой. С началом Великой Отечественной на государственном уровне была сформирована специальная бригада художников с известными именами и отправлена на фронт, в гущу событий, для их реального отображения.

Константин Финогенов прошел путь от своего родного Сталинграда до Берлина, бывал и на линии фронта, и в партизанских лесах, о чем свидетельствуют рисунки тех времен, представленные в экспозиции.

Второе поколение – дочь, Млада Финогенова, соединившая судьбу с живописцем Вячеславом Стекольщиковым. Их сын, художник Антон Стекольщиков, передал любовь к искусству и живописный дар четвертому поколению династии, Ксении.

Работы всех мастеров несут внутреннее сходство — приверженность реалистической традиции, добротную художественную выучку (все авторы учились в Суриковском институте), особый «семейный» почерк работ.

Младу Финогенову называют мастером интерьера. Она со вкусом, тяготея к примитивизму, живописует провинциальный русский быт, особенно семейный дом в Борисоглебске. «Яблоки на снегу» — пейзаж покрытого первым снегом сада, показанный через окна горницы, с вазами поздних яблок и последних астр.

 Творчество Вячеслава Стекольщикова – это масштабные русские пейзажи. На полотнах мало ярких оттенков, леса и луга овеяны тайной. У заслуженного художника России Антона Стекольщикова в Москве, в Городке художников, на Масловке, мастерская, некогда принадлежавшая Игорю Грабарю, но большую часть времени он проводит в отцовском доме, в провинции. Мастер рассказывал о малой родине и об атмосфере творчества:

«Приехав в Борисоглебск в 1979 году и осев в нем на долгие годы благодаря неожиданной для нас самих покупке старого бревенчатого дома, мы были очарованы древним монастырем, почти все купола которого были красивого изумрудного цвета. Когда в нашем современном мире исчезают из обихода такие простые и человеческие понятия, как чувство совести, меры, добра, сопереживания, когда люди лишаются чувства Родины, хочется напомнить им и себе о нашей самобытности. Нам незаметно подменили шкалу ценностей, из-за чего материальные блага сегодня доминируют над духовными. А ведь отечественная культура — это еще один мощный ресурс нашей страны, помимо нефти, газа, золота, алмазов, ресурс, которым просто надо уметь пользоваться, беречь и ценить его. Ведь именно культура определяет нацию. Чтобы стать профессиональным художником, нужно семь лет учиться в специализированной школе, потом шесть лет в институте, три года стажироваться в Академических творческих мастерских — считайте сами. А на выходе получается, что ты никому не нужен? Поэтому я и называю нашу профессию призванием».

Настоящий манифест художника, лучше его слов говорящий о мироощущении автора, – полотно 2016 года «Пожар». Догорает русский дом, изба, из которой бабушка успела вынести лишь икону. Ее дочь, пенсионерка, обхватила в отчаянии голову руками. Соседи вынесли свой скарб, сидят спокойно, даже довольно, и смотрят на огонь, уверены, что их хату не затронет, а зря. Ветер перебросил пламя даже через дорогу, загорелась береза. Внучек в куртке с рисунком американского флага снимает пожар родного дома на смартфон. Вот лайков-то будет в Сети!

В работах Ксении Стекольщиковой, самой младшей представительницы клана, проявляется и точность деталей, и любовное внимание к интерьеру. Холсты воспевают большие стройки Новой Москвы – не столицы, а мегаполиса. Над стрелами кранов летят голуби, бьют голубые фонтаны среди образцовых газонов. Придите проследить изменения образов Родины в сознании поколений художников.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *