«И помнит мир спасённый…»

Художественный музей Калуги открыл посетителям «Путь к Победе».

Год особого почитания дедов и прадедов, купивших своей кровью жизнь, счастье и свободу  не только СССР, но и всего мира от фашистской чумы, продолжился уникальной по качеству экспозицией. Во флигеле Калужского музея изобразительных искусств вы увидите знаменитые полотна, некоторые из которых украшали страницы учебников «Родной литературы».

Выставка «Путь к Победе» — свидетельство художников — очевидцев бед военной страды и ликования освобождения. Работа над монументальными полотнами начиналась в дыму боев с зарисовок портретов солдат, разрушений городов. Художники шли с наступающими армиями, обнаруживая и обнародуя чудовищные следы фашистских полчищ.

Константин Назаров сумел передать беспросветность начала войны, трагизм прощания в гравюре «1941 год». На линогравюре Ильи Соколова «Панфилов» Герой Советского Союза, командующий 31-й стрелковой дивизией, грудью вставшей в битве за Москву, показан как герой эпоса. Действительно, разве меньше подвиг его и вашего, читатель, деда, чем доблесть Ахилла или Патрокла, «бессмертным подобных»?

А вот брат маленького героя киношедевра «Иваново детство», «Юный разведчик» кисти Константина Финогенова. Акварель «Разведка» Андрея Ливанова — будто эскиз к прославленному фильму. Люди, отторгнутые от нормальной жизни для ратного труда, «Дядя Саша» Федора Модорова, «Фронтовой сапожник» Андрея Дроздова рады хоть на краткий миг передышки вспомнить о мирных заботах.

Рядом со скульптурой Николая Прозоровского «Советский воин» представлена гипсовая копия для слабовидящих. Пальцами, на ощупь можно почувствовать благородство черт героя. Эскиз хрестоматийной работы «Письмо с фронта» Александра Лактионова — гвоздь экспозиции. Символический строй картины прозрачен — томящиеся неизвестностью или уже получившие скорбные вести персонажи — в густой тени сеней. Те, кто получил весточку о том, что отец, муж живы, — на ослепительном летнем солнце, зажигающем небо лазурью. «Солдатское письмо» Виктора Медведева — луч света надежды, ласка из далекого дома для бойца.

Былинной удали полно полотно «Преследование» — на врага налетела конница Доватора. Работа Георгия Нисского «Севастополь» показала самый ад битвы за город и стратегически важный порт, которых веками кто только не тщился лишить нашу страну. Тактильная копия дает слабовидящим представление о динамизме, экспрессии композиции. Сдавленный блокадным кольцом Ленинград, ладожская «Дорога жизни» в работах Михаила Платунова, Алексея Бесперстова, Соломона Юдовича явлены с документальной достоверностью.

Женщины в тылу сочинили частушку: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». На картине они пашут поле под новый урожай, впрягшись в плуг, жнут пшеничку серпами, а «обедают» прямо в поле, размочив корку слезами. Эти колоски дадут хлеб бойцам — «Все для фронта, все для победы!». На известной картине «сурового стиля» Петра Оссовского «Год 43-й» женщины возвращаются в освобожденный город — на пепелище.

Сатирические перья Кукрыниксов (Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова) разили, как оружие, поднимали дух бойцов и тружеников тыла. Вот Гитлер с паучьей лапой сбросил миролюбивую маску. Он прорвал Договор о ненападении и лезет прямо под красный штык, как крошка Цахес. Вот изо рта Геббельса, как из пулемета-«Брехомета» летят злобные измышления о славянах — «недочеловеках». Литографии Владимира Богаткина о взятии Берлина точны, как фотографии, но полны живой экспрессии. Гравюра Ирины Воробьевой «Песнь о белых журавлях» напомнит о музыкально-поэтическом шедевре и о новом памятнике тем, кто «убит подо Ржевом». Взгляд «Старика», портрета ветерана кисти Станислава Минченко, — «словно высший суд для ребят, что сейчас растут». Михаил Кугач показал, с каким трудом фронтовик, вернувшийся в родную деревню, подбирает слова, чтобы рассказать подросшим без него детям о пережитом за 1 418 дней войны.

Особым смыслом для калужан полна работа Льва Казакевича «Бегство». Фашисты в спешке покидают наш город, оставляя за собой пожарища. Ремир Курчик показал освобождение Калуги как ликование на площади Ленина, близ уцелевших Гостиных рядов. Сколько бы ни говорили о Победе музы — не передать гордости подвигом предков, не избыть боли потерь. Ведь «победа» — время после беды. Эта выставка — для всех, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Придя отдать долг памяти богатырям, не умножьте число жертв пандемии — наденьте маску!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Игоря РУЛЁВА.